Одной из распространенных культурных традиций 19-го и частично 20-го столетий были альбомы – непременная принадлежность городского и усадебного быта. На страницах альбомов записывались стихотворения и музыкальные пьесы, гости оставляли свои автографы и рисунки, а хозяева могли похвастаться записями, сделанными знаменитостями. Но альбомы были не только рукописные. Традиция публиковать музыкальные сочинения в форме альбомов для домашнего музицирования существовала в течение нескольких десятилетий 19-го столетия. Этот период русского нотопечатания так и назвался – альбомный. Так, в 1829 году Михаил Глинка выпустил совместно со своим другом Николаем Ивановичем Павлищевым «Лирический альбом», содержащий романсы и небольшие фортепианные пьесы, а в 1839-м – уже единолично – «Собрание музыкальных пьес» в пяти тетрадях.

В коллекции Музея музыки имеется подобное издание – «Музыкальный альбом с карикатурами», опубликованный в 1848 году в Петербурге. Альбом подготовили композитор Александр Даргомыжский и художник Николай Степанов, его друг и родственник. Степанов был известным карикатуристом, дружил с Михаилом Глинкой и часто рисовал на него юмористические шаржи, на что Глинка нисколько не обижался.

На обложке тетради горизонтального формата изображен своего рода кукольный театр: справа его хозяин в цилиндре держит в руках игрушечного барабанщика, деревянная кукла в углу перелистывает нотную тетрадь, а название альбома написано на театральном занавесе.

Альбом составляют восемь романсов Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Владимира Одоевского, Александра Алябьева и других русских композиторов. Каждый романс сопровождается рисунком с шутливыми подписями. Романсу Глинки «Ты скоро меня позабудешь» предпослан рисунок, на котором изображён сам композитор, беседующий с двумя девушками.

— Что вы привезли нам из Испании? — спрашивает одна из них. (Действительно, недавнее путешествие Глинки в Испанию вызвало немало толков.)

– Всегдашнюю готовность любить, — отвечает композитор.

 

Романс Даргомыжского «Не называй её небесной» сопровожден рисунком, названным «Композитор, ценитель талантов». Сам Даргомыжский и его собеседник слушают музицирующую барышню:

— Помилуйте, вы хвалили её пенье, да она безбожно фальшивит!

– Ну, где же она фальшивит, она прехорошенькая, — отвечает Даргомыжский.

 

Ещё одна страница посвящена другу Даргомыжского, композитору Георгию Кастриото-Скандербеку, автору романсов и квартетов. Композитор играет на фортепиано:

— Как плохо! Чей это романс? — возмущается он.

– Ваш собственный, — отвечает ему Даргомыжский.

Рисунок называется «Композитор в рассеянности».

 

 

Фото предоставлены Российским национальным музеем музыки