(1916–1995)
Николай Иванович Пейко – одна из ярких фигур отечественной музыки ХХ столетия: композитор, дирижер, педагог, воспитавший множество учеников. Он никогда не заискивал перед властями, но и не разыгрывал из себя «борца с режимом» – он был верен себе, своим творческим принципам.
Николай Иванович Пейко появился на свет в Москве, в семье бывшего царского офицера, юриста по образованию. Отец будущего композитора был очень эрудированным человеком и прекрасным музыкантом-любителем. Среди его друзей были профессиональные музыканты, и в доме часто устраивались музыкальные вечера, где звучали творения Франца Шуберта, Михаила Ивановича Глинки и других композиторов. В такой обстановке талант мальчика проявился рано, его первым наставником был пианист Борис Померанцев, но многое одаренный ученик постигал самостоятельно. В десятилетнем возрасте Николай Пейко создал свои первые сочинения: романсы на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова, пьесы для фортепиано. Обладая феноменальной памятью, к пятнадцатилетнему возрасту он знал наизусть множество симфонических партитур и «Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха. Круг интересов Николая не ограничивался музыкой – благодаря отцу он пристрастился к шахматам, и в определенный момент для него даже стоял вопрос, быть ли ему музыкантом или шахматистом. Все-таки он отдал предпочтение музыке, но интерес к шахматам сохранил на всю жизнь, и впоследствии не раз играл с другим композитором-шахматистом – Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. Эта благородная игра помогала композитору сосредоточиться, нередко музыкальные мысли рождались в процессе игры.
В 1931 г., когда Пейко окончил школу, положение семьи было непростым: отец считался неблагонадежным, работать по специальности не мог, и Николаю пришлось поступить в Фабрично-заводское училище, а по окончании его пойти работать в мастерскую на Казанский вокзал, но проработал он там недолго, через некоторое время поступив в техникум при консерватории, где обучался и как пианист, и как композитор. Преподаватели оценили его одаренность как «феноменальную», а Николай Яковлевич Мясковский настоял, чтобы по окончании техникума он был принят в консерваторию сразу на третий курс. Именно Мясковский стал его учителем в консерватории. Николай Яковлевич особо выделял Пейко среди других студентов – примечательно, что он гораздо чаще других учеников Мясковского упоминается в дневниках композитора, а со временем Пейко стал для своего наставника неофициальным ассистентом. Годы спустя, когда состоялась премьера Симфонии № 1 Пейко, Мясковский, обычно не склонный к бурному выражению эмоций, обнял и поцеловал ученика.
В 1939 г. Пейко отправился в Якутию для исследования фольклора. Эта экспедиция произвела на него колоссальное впечатление – он называл Якутию сказочным краем, и вскоре создал свое первое крупное симфоническое сочинение – симфоническую сюиту «Из якутских легенд».
Консерваторский курс Пейко завершил в 1940 г., его дипломной работой стала Симфониетта № 1. На дальнейшей судьбе композитора отразилась начавшаяся вскоре война: Николай Иванович был призван в армию, зачислен в фельдшерскую школу, некоторое время работал в госпитале. Впечатления военных лет отразились в таких сочинениях как «Драматическая увертюра», сюита «Из лет войны» и других.
В 1943 г. Пейко стал в консерватории ассистентом своего наставника и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, а в скором времени у него появились собственные ученики. Преподавательской деятельности он отдал много лет, среди его учеников – София Асгатовна Губайдулина, Александр Борисович Журбин, Юрий Борисович Абдоков и другие известные отечественные композиторы.
Пресловутая «борьба с формализмом», начавшаяся в 1948 г., коснулась и Пейко: запрещались его сочинения, места в консерватории он лишился. Одной из причин стало то, что преподаватель знакомил учеников с произведениями Пауля Хиндемита, Густава Малера и других зарубежных композиторов, чье творчество было тогда не в чести в СССР. Лишившись работы в консерватории, Пейко начал преподавать в Институте им. Гнесиных.
Творчество Николая Пейко многообразно: оратория «Ночь царя Ивана», впоследствии переработанная в оперу; балеты «Жанна д’Арк», «Березовая роща»; девять симфоний; концерты для гобоя, для фортепиано; фортепианные сонаты и сонатины; струнные квартеты; музыка к мультфильмам «В лесной чаще», «Сказка о попе и работнике его Балде» и к аудиопостановке «Приключения Чиполлино» и многое другое. Композиторскую и педагогическую деятельность он совмещал с выступлениями в качестве пианиста и дирижера, исполняя в основном собственные произведения. Он продолжал интенсивно работать и в последние годы жизни – несмотря на то, что перенес несколько инсультов и был частично парализован. Оставаясь приверженцем ладотональной системы, композитор в те годы отдал дань двенадцатитоновой технике. Последним сочинением Пейко стали «Двенадцать афоризмов и Постлюдия».
Композитор скончался в 1995 г. В последние часы жизни он попросил дочь включить запись произведения, которое он любил с детства – оперы «Снегурочка».
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев