Фото meloman.ru

Я опаздывала. Первый звук его Баха оглушающе пронзил «слепое» пространство второго амфитеатра. Тогда размышления о широте мысли, ясности и особой грации туше впервые меня посетили. Первый тур прослушала в зале, второй — по трансляции, остальные решила не смотреть. Было достаточно понятно, что конкурс Чайковского открыл миру «алмаз неограненный».

Сегодня Люка Дебарг не нуждается в представлении и собирает полные залы очарованной публики.

Фирма Sony Classical выпустила три CD Дебарга с записями произведений Скарлатти, Шопена, Листа и Равеля, Баха, Бетховена и Метнера, Шуберта и Шимановского.

28 мая БЗК осчастливил виртуозный шелкопряд любопытной подборкой из крупных форм весьма разнородных композиторов. Десятка сонат Скарлатти первого отделения изысканностью динамической нюансировки в пределах одного forte впечатляла богатством оттенков. Импрессионистическая палитра piano с вниманием влюблённого юноши к каждому голосу, дослушанному, осмысленному, пропетому.

Стеклянность звука, культивируемая некоторыми исполнителями, стремящимися к «аутентичности» в трактовке сонат Скарлатти, здесь заменена на проникновенный, испытующе искренний, почти исповедальный звук, заполняющий объёмным фокусом весь зал. Филигранность виртуозной техники Дебарга находится на той ступени, когда ее принимаешь, как нечто должное, — скрывается за цельной и широкой фразой, с искрящимися подробностями мелких длительностей.

Я намеренно слушаю пианистов как можно дальше, на балконах, в амфитеатрах. Не только потому, что «колотильня» вблизи еще и визуально отталкивает, но и потому как расстояние есть лакмусовая бумажка для проверки слуховой чуткости исполнителя.

В случае с Люкой, сегодня, забывала дышать, увлекаемая путешествием по замыслам пианиста.

Второе отделение — Соната Николая Карловича Метнера 22 опуса. Хочется выразить благодарность за отсутствие нарочитой плаксивости и надрыва страдания людского от накрывшей кары небес. Чистота и ясность, оттого и глубина, цельность, длительный путь к выстроенной кульминации. Не покидающее ощущение сдерживаемого, строго рассчитанного мощного потока, вырывающегося в последних тактах сонаты. Замечательно стройно и содержательно!

Соната-фантазия Листа «По прочтении Данте» завершила основную часть концерта.

Понравилась, пожалуй, в меньшей степени. Очевидна субъективность моего восприятия слишком часто играемой музыки.

Должно отметить, что исполнение не было стерильным, было живым, ярким, очень образным. Каждая тема прослеживалась во взаимодействии, ад Франчески да Римини и осуждение «последнего поэта Средневековья» убедительно читались. Лирический эпизод был обозначен игрой времени и значительной сменой звуковой откровенности на томную, обволакивающую сознание негу. Деликатность динамических градаций — одна из лучших черт исполнителя Дебарга. Максимальная вариативность в амплитуде mP-mF, отсутствие металла и звука рвущихся струн даже на предельном эмоциональном накале, архитектурная выстроенность строения произведения, четкая и убедительная драматургия, феноменальный вкус знатока — все это Люка Дебарг, французский пианист с русскими корнями.

 

Копирование запрещено.