В российский прокат вышел фильм режиссера Надава Лапида «Синонимы» – победитель Берлинского кинофестиваля-2019, удостоенный награды «Золотой медведь», а также приза международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ

 

«– Ах, королева, – игриво трещал Коровьев, – вопросы крови – самые сложные вопросы в мире!»

 

Первое, что мне пришло в голову после просмотра фильма. История, прямо скажем, очень дерзкая и откровенная. Её краткое содержание таково: молодой израильтянин Йоав (Том Мерсье) прилетает в Париж, надеясь обрести новый дом. О старом, полным вековых традиций, Йоав предпочитает напрочь забыть, отказаться и от родного языка, Израиля – страны, в которой он родился и вырос. И вот тут начинаются странные приключения героя и вопросы зрителя, то есть – меня. В Париже Йоав оказывается в большой старой квартире, где его грабят (грабителей мы не видим). Однако из такой переделки ему помогает спастись богемная пара – Эмиль (Кантен Дольмер) и Каролин (Луиз Шевильот). Они дарят парню пачку евро (что-то около тысячи), айфон, горчичное пальто от Kenzo… Итак, в путь – на Париж! Но…почему-то не получается…

Можно очень любить Наполеона, Ван Гога, восхищаться Нотр-Дам-де-Пари, без конца повторять и заучивать французские слова из словаря – на бегу и на лету по улочкам и переулкам Парижа (вот они – синонимы!), но своим ты в другой культуре не станешь. Всё это слишком сложно, почти или даже наверняка невозможно. Потому что от того, отчего пытается с таким остервенением убежать Йоав, убежать невозможно. Невозможно убежать, даже если ты ненавидишь обязательную военную службу на родине и не понимаешь, зачем тебе это. Невозможно до конца забыть и отречься от своей культуры, языка, традиций, которые в тебе заложены на генном уровне. Да и что знает Йоав о Франции? Кстати, этот, вполне справедливый, вопрос задает ему Каролин. И Йоаву нечего ответить. Лишь только открытками с Ван Гогом не обойдёшься, как не обойдёшься и выученными синонимами.

Он знает, откуда ему следует бежать, но не знает – куда. Довольствоваться случайными заработками, быть мальчиком на побегушках, пускаться в рассуждения и ненавидеть собственную страну, конечно, можно. Бывает такое (кстати, герой Тома Мерсье во многом списан с биографии самого режиссёра). Однако же идти в никуда, видимо, невозможно… Кстати говоря, в фильме нет и намека о том, почему именно Франция так нравится Йоаву? Но факт остается фактом – именно в этой стране он хочет жить, но терпит фиаско. Очевидно потому, что от себя не уйдешь.

Фильм задает больше вопросов, чем дает на них ответы. Откуда Йоав узнал о Франции? Где он учил французский язык?  Если подумать, то, возможно, ты не окажешься перед закрытой дверью как герой Тома Мерсье.

 

Изображения предоставлены компанией «ПРОвзгляд»

 

Все пава защищены. Копирование запрещено.