В конце марта, 27 числа, в знаменитом Итальянском дворике ГМИИ имени А.С. Пушкина состоялось открытие знаменательного фестиваля, приуроченного к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». Этот фестиваль стал частью программы года музыки Великобритании в России

 

Те, кто уже был на данной выставке, вероятно заметили, что уж весёлой её точно назвать нельзя. Скорее картины английских художников прошлого века навевают весьма не радужные мысли, или, как минимум, наводят на серьёзные размышления.

В первом концерте фестиваля прозвучали «безумные песни» («mad songs») английских композиторов прошлых веков. Тут следует сделать исторический экскурс. В XVII веке в Великобритании возник довольно жестокий обычай – наблюдать за поведением душевнобольных в больнице под названием «Бедлам» (точнее, госпиталь святой Марии Вифлеемской – Бетлемская королевская больница, название которого было искажено до «Бедлам»). Наблюдение за пациентами подобного дома скорби было зрелищем не только жестоким, но и отчасти театральным. Так или иначе, но композиторы века XVII вдохновились подобным нововведением, что дало их репертуару новый жанр – безумные песни. Жанр, прямо скажем, не лучезарный, но он есть. Его российской публике представили удивительные исполнители и музыканты: Маркус Фарнсворт (баритон), Юлия Микконен (меццо-сопрано), Ольга Филиппова (клавесин), Московский ансамбль современной музыки в составе Ивана Бушуева (флейта), Олега Танцова (кларнет), Михаила Дубова (фортепиано, клавесин), Александра Суворова (ударные), Евгения Субботина (скрипка), Юлии Мигуновой (виолончель).

В день открытия фестиваля зрителям и слушателям было предъявлено поистине театральное зрелище для глаз и ушей (стоит отметить, что фестиваль открывался в Международный день театра). Прозвучали произведения Джона Экклза (1668-1735) – придворного музыканта, написавшего музыку к пьесам Шекспира («Макбет»), Уильяма Конгрива, а также Мигеля Сервантеса. Конечно, это была музыка к «Комической истории Дон-Кихота» Томаса д’Урфи. Её как раз и можно было услышать на концерте. Вторым композитором концерта стал знаменитый Генри Пёрселл – всё та же музыка к «Дон Кихоту» (стоит отметить, что музыка к «Комической истории Дон-Кихота» написана в соавторстве Джона Экклза и Генри Пёрселла).

И если «безумие» испанского рыцаря печального образа русскому читателю знакомо, то песни Генри Лоуса (1596-1662) стали для многих уж совсем в новинку. Полная драматизма история Амариллис и Дафниса воплотилась в песне английского композитора. Бедная Амариллис скорбит по смерти Дафниса, желая согреть любимого «в саване смертельном», и если таковое не произойдёт, то девушка «погибнет для любви».

К Морфею, богу сна, обращается по всей видимости та же Амариллис Даниэля Пёрселла (1664-1717), желая умереть и уснуть сном вечным, ибо ревностью измучена она. Лишь только «Смерть овладевает мною, моя или соперницы моей».

Той же смертельной тоской, меланхолией, страдает безумная Бесс – ушла, умерла её любовь. «Безмолвные тени» Генри Пёрселла сопровождают Бесс. Она «слышит зовы старого Харона» и «возвращается туда, откуда пришла».

Кульминационным моментом вечера-концерта стали «Восемь песен безумного короля» Георга III, написанных композитором Питером Максвеллом Дэвисом (1934-2016) на тексты Рэндольфа Стоу и самого Георга III. Тут уж безумие развернулось настоящее – баритон Маркус Фанрнсворт перевоплотился в человека, раздираемого двойничеством, тяжкими раздумьями и, наконец, мыслями о смерти. Он и ушёл под мертвенно-царственные звуки ударных.

История музыки знает не только Вольфганга Амадея Моцарта, Ференца Листа и вальсы Иоганна Штрауса. Есть в ней и такие мрачные страницы.

Фестиваль английской музыки стал возможным и продолжится (ещё будут два концерта – 21 и 25 апреля) благодаря поддержке отдела культуры и образования посольства Великобритании.

 

Фото Евгении Ланской-Линингер

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.