Религиозная вера всегда остается вопросом животрепещущим, а в некоторых случаях даже болезненным – ведь так нелегко провести грань между здоровой верой и нездоровым фанатизмом. Но вряд ли мы ошибемся, предположив, что первое отличается от второго способностью не отказываться от собственных убеждений и в то же время ощущать красоту чужой веры. Эту способность блестяще продемонстрировал немецкий композитор Макс Брух, создав пьесу «Кол нидрей».

Однажды наставник Макса Бруха – Фердинанд Хиллер – познакомил его с берлинской семьей Лихтенштейн. Это было еврейское семейство, и его глава – Якоб Лихтенштейн – служил кантором в синагоге, но среди его друзей было немало музыкантов-христиан, и он был рад, что Брух проявляет интерес к музыкальной культуре его народа. Благодаря Якобу Лихтенштейну композитор смог познакомиться с иудейской богослужебной музыкой. Брух исповедовал протестантизм, и его воззрения как христианина остались непоколебимы – но красота этой музыки очаровала его, а в особенности – «Кол нидрей».

Что это за молитва, и чем привлекла она внимание Бруха? Эта молитва звучит в синагогах во время вечерней службы в праздник Йом-Киппур – день, когда иудеи соблюдают пост, каются в грехах и получают отпущение.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти