(1904–1972)
Гавриил Николаевич Попов – композитор, которого когда-то называли более талантливым, чем его великий сверстник Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Его консерваторский наставник утверждал, что Попов достиг цели, которую ставил Михаил Иванович Глинка – соединил «узами законного брака» западноевропейскую полифонию и русскую народную песню. Как кинокомпозитора его ценили Сергей Михайлович Эйзенштейн и Александр Петрович Довженко, а Сергей Сергеевич Прокофьев предлагал ему совместно работать над музыкой к фильму «Иван Грозный», а во второй половине ХХ столетия Попов оказался в тени Шостаковича, Прокофьева и других современников. Но даже беглое знакомство с его музыкой убеждает, что забвения она не заслуживает.
Гавриил Попов появился на свет в Новочеркасске в семье учителя гимназии. Будучи учителем русского языка и логики, отец увлекался музыкой – неплохо пел и играл на скрипке, организовал хор среди коллег и даже сочинял небольшие пьесы, а мать играла на фортепиано. Гавриил проявлял разносторонние способности: в детстве мать обучала его фортепианной игре, а с тринадцати лет он учился в консерватории, в юности он обучался рисованию, одновременно получая образоване в Ростовском университете на физико-математическом факультете и в Донецком политехническом институте на инженерно-архитектурном факультете. Параллельно работал в железнодорожной мастерской в качестве чертежника, но Попова всё больше увлекала музыка. Сочинять он начал в шестнадцатилетнем возрасте.
Когда Попову было восемнадцать лет, он отправился в Петроград и стал студентом консерватории. Он живо интересовался современной музыкой, изучая сочинения Игоря Федоровича Стравинского, Пауля Хиндемита, особенно увлекала его музыка Арнольда Шёнберга. В консерваторские годы было написано произведение, занесенное Поповым в список сочинений как Op. 1 – две пьесы, в одной из которых («Экспрессия») проявился интерес к экспрессионизму, а другая («Мелодия») сочетает черты неофольклоризма и конструктивизма. В 1924 г. Попов в результате «качественной проверки» был отчислен из консерватории, в течение года его наставник Владимир Владимирович Щербачев добивался его восстановления и занимался с ним частным образом. За этот год Попов проявил себя как концертирующий пианист, поражая публику экспрессивной манерой и виртуозной техникой.
Дипломная работа Попова – Септет для флейты, скрипки, кларнета, трубы, фагота, виолончели и контрабаса – была с большим успехом исполнена в 1927 г. в Москве (впоследствии Септет стал самым исполняемым произведением Попова). В том же году была завершена Большая сюита для фортепиано. В конце 1920-х гг. композитор создал музыку к нескольким театральным постановкам, в том числе – к пьесе Юрия Олеши «Список благодеяний», а в 1930-х гг. создал музыку к одному из первых советских звуковых фильмов («Песня»), к документальному фильму «КШЭ» («Комсомол – шеф электрификации») и к кинокартине «Чапаев».
В 1932 г. композитор представил на Всесоюзный конкурс, посвященный юбилею Октябрьской революции, свою Первую симфонию. Она удостоилась премии, но спустя три года после премьеры в Ленинградской филармонии была запрещена. И хотя вскоре запрет был снят, Попов продолжал считаться «неугодным». Вторая половина 1930-х гг. была для Попова тяжелым временем, многие произведения того периода не были завершены, в частности, опера «Александр Невский». На основе музыкального материала оперы была создана «Героическая интермедия» для тенора и хора с оркестром – это произведение композитор создал в 1942 г. в блокадном Ленинграде, а в 1944 г. переработал ее в увертюру-кантату «К победе!». Наиболее значительным сочинением военных лет стала Симфония № 2 «Родина». Ее успех побудил композитора вернуться к Concerto grosso на основе музыки к фильму «Испания», работу над которым начал еще в 1939 г., но прервал из-за новых заказов на музыку к фильмам и спектаклям. В процессе работы концепция сочинения изменилась, и оно стало Третьей симфонией. Последнее написанное во время войны произведение Попова – Ария для виолончели со струнным оркестром, посвященная памяти Алексея Николаевича Толстого.
В 1948 г. Попов наряду с многими другими композиторами был обвинен в «формализме». В последующие годы он создал множество хоровых сочинений, для которых характерен фольклорный колорит и патриотическая тематика, среди них особенно примечательна «Казачья шуточная». Возможно, обращение к фольклорным истокам было во многом обусловлено желанием «реабилитироваться», но донской фольклор действительно был близок Попову – уроженцу Новочеркасска. Одновременно – через два месяца после печально известного постановления – Попов начал работать над Четвертой симфонией «Слава Отчизне!» В отличие от трех предшествующих симфоний композитора, она написана для хора и солистов без участия оркестра. Она оказалась настолько сложной, что взяться за исполнение симфонии не решился ни один хор, и полностью она не исполнялась никогда – только ее вторая часть была исполнена в 1949 г.
В 1950-х гг. были написаны Квартет-симфония, посвященная памяти отца композитора, Симфония № 5 «Пасторальная», «Былина про Ленина», музыка к фильмам «Поэма о море» и «Неоконченная повесть». Попов задумывался о создании оперы на сюжет «Короля Лира». Замысел не был осуществлен, но оказал влияние на концепцию Шестой симфонии, ставшей последней симфонией композитора. В 1960-х гг. Попов продолжал работу в области киномузыки – была написана музыка к кинокартинам «Казаки», «Сказка о царе Салтане».
В последние годы жизни Гавриил Николаевич остро ощущал свое одиночество. В глазах коллег-современников он был уже композитором прошлого, его юбилей был отмечен авторским концертом, но дата прошла почти незамеченной в музыкальном мире.
Гавриил Попов ушел из жизни в 1972 г. Его произведения вновь начали широко исполняться после 1985 г.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев