(1563–1626)
Эпоха королевы Елизаветы I – особый период в истории Великобритании, отмеченный не только ростом влияния страны на международной арене, но и расцветом искусства, в том числе и музыки. Одним из ярчайших музыкантов и композиторов той эпохи был Джон Дауленд.
Джон Дауленд появился на свет в 1563 г. Предположительно, родиной будущего композитора был Лондон, но существует и другая версия, согласно которой Дауленд был рожден недалеко от Дублина (в пользу последней версии говорит факт посвящения одной из песен купцу Джону Форстеру, представителю влиятельного дублинского семейства, которого композитор назвал своим земляком). Такой же неопределенностью отличаются сведения о его происхождении и ранних годах: из какой семьи он происходил, где учился, когда и как впервые проявил музыкальную одаренность и кто был его наставником – об этом неизвестно практически ничего. Первые достоверные сведения о Джоне Дауленде относятся к 1579 г. – в то время шестнадцатилетний музыкант отправился во Францию. Именно там на талантливого лютниста и певца обратил внимание сэр Генри Кобем, исполнявший в то время миссию английского посланника во Франции. Дауленд состоял на службе при нем в качестве музыканта и сохранил это положение при новом посланнике – сэре Эдварде Стаффорде.
В Париже Джон Дауленд провел четыре года, и результатом пребывания во французской столице были не только музыкальные успехи: Франция, как известно, была католической страной, и в пору жизни во Франции композитор принял католицизм. В 1584 г. Дауленд возвратился в Великобританию. На родине он обзавелся семьей, поступил в Оксфордский университет, который закончил в 1588 г. со степенью бакалавра музыки.
В 1594 г. при дворе королевы Елизаветы I появилась вакансия лютниста, и Джон Дауленд претендовал на это место, но получил отказ. Чем это было вызвано? Сам композитор был убежден, что причиной стало его вероисповедание. Возможно, он был прав – как известно, королева была убежденной приверженкой Англиканской церкви, и католиков при ее дворе не жаловали (заметим, однако, что Уильям Бёрд тоже исповедовал католицизм, однако его службе при дворе это не помешало). Так или иначе, стать придворным лютнистом Дауленду не удалось, и в скором времени он снова покинул родную страну. Причина заключалась не только в неустойчивости положения католика в Англии, но и в желании обучаться у итальянского композитора Луки Маренцио, прославившегося созданием мадригалов. Некоторое время Дауленд служил при дворе герцога Брауншвейгского. Его жалования хватило на посещение Италии – музыкант побывал в Венеции, а также во Флоренции, где встретился с соотечественниками-католиками, находившимися там в изгнании. Узнав, что они планируют заговор против королевы, Дауленд не пожелал в этом участвовать. Рим он так и не посетил и с Маренцио не встретился, а в 1596 г. вернулся в Англию. В следующем году был издан сборник его сочинений – «Первая книга песен или арий».
На родине композитор задержался ненадолго. Следующим местом службы Джона Дауленда стал Копенгаген, где он несколько лет, начиная с 1598 г., являлся придворным лютнистом датского короля Кристиана IV. Музыкальное искусство было предметом страсти этого монарха, талант Дауленда – исполнителя-виртуоза на лютне и композитора – он ценил необычайно высоко, и это позволило Дауленду стать одним из самых высокооплачиваемых служителей при датском дворе, но вот самым преданным «слугой короля» назвать его было нельзя: время от времени посещая Англию по издательским и другим делам, он нередко задерживался там дольше дозволенного. Кристиан IV достаточно долго терпел подобное своеволие, но в конце концов в 1606 г. Дауленд был уволен.
За время службы Дауленда в Дании еще две его «Книги песен и арий» были изданы в Англии (Вторая – в 1600 г., Третья – в 1603 г.) Все три сборника содержат песни любовного и лирико-философского содержания, преобладают в них элегические настроения (безответная любовь, несбывшиеся мечты), но в некоторых песнях воспевается радость любви, красота природы. Мелодии песен напевны и выразительны, одни сочинения близки к народно-песенному складу, другие отмечены чертами ариозности или декламационности. Характерной чертой сочинений Дауленда является преобладание гомофонного стиля. Третий сборник примечателен новым типом аккомпанемента – лютня в сочетании с высокими струнными инструментами и басовой виолой. Наряду с ариями Дауленд создал множество сочинений для лютни – преимущественно это пьесы с танцевальной основой (гальярды, жиги, паваны и другие). Самое известное его произведение – «Слезы» – существует в трех авторских редакциях: как лютневая пьеса, песня и сочинение для консорта (инструментального ансамбля с участием лютни).
Лишившись должности при датском дворе, композитор вернулся в Англию и даже принял англиканскую веру. В 1612 г. было написано одно из немногих духовных сочинений Дауленда – «Утешение странника» на текст нескольких псалмов, предназначенное для англиканских богослужений. В том же году поэт Генри Пичем упомянул его в стихотворении «Британская Минерва», представив как старика, не признанного соотечественниками. Впрочем, в том же году к Дауленду пришло признание на самом высоком уровне – он стал придворным лютнистом короля Якова I и занимал эту должность до самой своей смерти в 1626 г. Примечательно, что после 1621 г. его имя предварялось титулом «доктор», но когда и в каком университете он получил докторскую степень, остается неизвестным.
Судьба творческого наследия Джона Дауленда сходна с судьбой музыки многих творцов его эпохи: оно было забыто на много лет и стало предметом всеобщего интереса во второй половине ХХ столетия. Многие лютневые сочинения Дауленда вошли в репертуар гитаристов. В честь композитора назван один из кратеров на Меркурии.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев