В Петербурге на 91 году жизни скончался выдающийся музыкальный критик и журналист, главный редактор газеты «Мариинский театр» Иосиф Райскин.

 

Судьба даровала этому человеку встречи с гениями: Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, Шнитке, Губайдулиной, Щедриным, Тищенко, Слонимским. Этот список имён можно ещё долго продолжать.

Иосиф Генрихович был летописцем эпохи и подобно пушкинскому Пимену запечатлел свои наблюдения в многочисленных художественно-публицистических материалах: эссе, рецензиях, статьях, интервью. Он был кладезем мысли, камертоном времени. Общение с этим удивительным человеком, представителем яркой петербургской интеллигенции, вселяло надежду и веру в профессию журналиста, на алтарь которой Иосиф Райскин положил всю свою жизнь.

Он действительно помнил множество невероятных историй, стремился в красках донести их до слушателей и читателей, был великолепным рассказчиком – остроумным и наблюдательным. Сколько эпизодов отечественной истории, коих он был неслучайным свидетелем, мы узнали из первых уст. Ребенком он присутствовал в далёком 1942-м на премьере Седьмой симфонии Шостаковича в Куйбышеве (Самаре). Его родители не были музыкантами, но любовь к музыке, книгам и творчеству привили сыну с ранних лет. Истовую преданность музыке Шостаковича Иосиф Генрихович пронес через всю жизнь и увековечил в своей книге «Симфонии общей судьбы» (2015). Он не мечтал о карьере профессионального музыканта,  поступил в Ленинградский электротехнический институт, где уже ярко проявил себя в пробе пера и организовал стенную газету с рецензиями на концерты. Все это время юноша продолжал заниматься фортепиано, вовлекая однокурсников в критическую деятельность.   Сочетая свою работу в военном НИИ и читая лекции в Горном институте, Иосиф Генрихович окончил Ленинградскую консерваторию, где защитил диплом о струнных квартетах Мясковского. Именно этому композитору музыковед посвятил свою последнюю книгу, вышедшую в петербургском издательстве «Композитор» в 2025 году. Иосиф Генрихович с присущим ему обаянием  любил называть себя в шутку филарманьяком (книгу своих воспоминаний и рецензий он так и озаглавил – «Записки филарманьяка»).

«Профессия [музыкального журналиста] состоит в том, чтобы вещать не для узкого круга посетителей, а для широкой публики, воспитывая в ней правильное восприятие искусства. Нужно вести публику за собой»,

— отмечал Иосиф Генрихович.

И он вёл людей за собой. Практически ни одна из программок Мариинского театра и буклетов не обходились без аннотаций мастера, его мудрых и проницательных заметок. Он служил своей профессии бескомпромиссно и честно, всегда был готов к полемике и обсуждению самых разных идей и предложений в музыкальных публикациях. Мне довелось знать Иосифа Райскина и общаться с ним больше двух десятков лет. За это время было опубликовано немало материалов, благодаря его участию и многочисленным предложениям. В деликатности и порядочности этого человека мне никогда не приходилось сомневаться, чего, к большому сожалению, сегодня не происходит в большинстве авторитетных изданий академической музыки. Понятие совести и чести готов соблюдать  далеко не каждый главный музыкальный редактор! Иосиф Райскин – это достойный пример дипломатии и взаимного уважения к сотрудникам и коллегам. С его уходом закрылась ещё одна большая глава музыкального мироздания России. Светлая память останется навсегда в сердцах людей и почитателей таланта этого скромного и деятельного человека.