«Ижевск. Опера. Балет» на X фестивале «Видеть музыку»

Государственный театр оперы и балета Удмуртской республики имени П.И. Чайковского продемонстрировал своё впечатляющее толкование афишной редкости — оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова на Новой сцене Большого театра. Пронизанное православной тематикой позднее творение композитора в финальном акте блистало благолепием храмовой праздничной службы. Команда из 212 человек привезла на фестивальный смотр масштабную постановку, утвердив себя в статусе серьёзного театрального дома наряду со столичными коллегами.
Юбилейный, десятый Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» проходил на площадках всех музыкальных театров Москвы с сентября по декабрь 2025 года. Инициатор форума — Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. А приезд Театра оперы и балета Удмуртской Республики на фестиваль был осуществлён ещё и при поддержке Правительства республики.
«Удмуртия – родина Петра Ильича Чайковского. Привозя в Москву оперу и балет, мы не просто чтим память великого композитора, а показываем: мы – наследники этой высокой культуры»,
– отметила постоянный представитель Главы Удмуртии при Президенте России Дарья Сунцова.
«Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» представлена в репертуаре лишь двух театров России. Наши артисты смогли впечатлить жителей и гостей столицы. Уверена, что этот вечер стал не только культурным событием, но и приглашением продолжить знакомство. Это хороший повод узнать Удмуртию ближе. Наша республика полна загадок и открытий. Вы познакомились только с малой его частичкой. Увидели наш театр, который развивается и радует новыми постановками. Только в этом году, в год 185-летия великого Петра Ильича Чайковского, состоялось две премьеры: авторского балета «Медный всадник» и оперы «Иоланта»,
– отметила заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Наталья Тойкина.
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — опера-мистерия, опера-литургия, квинтессенция взглядов автора на закате его жизненного пути. Грандиозное философско-эстетическое оперное размышление композитора исторически оказалось сложным для сценического воплощения. К тому же, масштаб музыкального полотна был по плечу лишь Мариинскому, Большому и Екатеринбургскому театрам. Ижевцы к 60-летнему юбилею театра в 2018 году бросили вызов самим себе, осуществив постановку большой 3-х актной оперы и доказав свою высокую компетенцию в осуществлении оригинального театрального зрелища.

Спектакль удмуртских гастролёров произвёл должное музыкально-исполнительское, визуальное и эмоциональное впечатление на московскую аудиторию. Это заслуга, априори, самого нечасто исполняемого сочинения великого русского композитора и команды создателей ижевской сценической версии: режиссёра-постановщика — н. а. УР Николая Маркелова, сценографа и художника по костюмам — Сергея Новикова (Санкт-Петербург), музыкального руководителя и дирижёра — з. д. искусств УР Николая Роготнева, художника по свету — Марселя Арукаева, хормейстера — з. д. искусств УР Людмилы Елисеевой.
«Всего в Москву приехало 212 участников, в том числе, детей-учащихся хореографической школы Ижевска. Гастрольная площадка — это всегда новые возможности, приходится адаптироваться. Главное — не нарушить ту концепцию, которая уже заложена в спектакле. Мы постарались полностью сделать спектакль таким образом, как он идёт у нас в театре. Но в то же время мы побили собственный рекорд, установив сцену за 18 часов на Новой сцене Большого театра, вместо трёх суток, за которые ставим у себя. Хочется поблагодарить всех, кто помогал нам, и пожелать дальнейшего развития фестивалю «Видеть музыку,»
— рассказал директор театра Алексей Фомин.
Сценография спектакля — многосоставная, инженерно прихотливая — планшет-поверхность с подъёмом к заднику сцены, доски пола на планшете, взлетающие под колоссники в момент перехода Великого Китежа и китежан в другое измерение «невидимости». Визуально в таком пространстве пластика мизансцен просматривалась лучше, масштабнее и эффектнее. Также считывалась символика подъёма духовного: нелёгкого восхождения, венчающегося вратами, через которые высоконравственные герои-китежане попадали в светлое царство Божие. Лишь предателю Гришке Кутерьме (авторская аллюзия к «Гришкам» российской истории — Отрепьеву, Распутину) не одолеть путь в поиске чистоты своей падшей души. Скатывается он вниз к берегу озера Светлояра, которое представлено на авансцене узкой полоской бассейна с водой.

Придумщики ижевской постановки отказались от привязки к эпохе татаро-монгольского ига, сохранив заложенные у автора черты эпичности и сказочности. Для понимания общей идеи колеса истории и неизбежной перемены времён участников событий сознательно облачили и в стрелецкие кафтаны, и в мундиры войны 1812-го, и в шинели 1941-го, которые мужчины-китежане снимают, оставаясь в исподнем белом, готовые принять смерть за Родину.
Тёмно-синие с сверканием звезд, будто купола храмов, одежды жителей Большого Китежа, решения массовых мизансцен, присутствие у ангелов-детей в руках макета китежского собора отсылают к фресковой сказочно-фантазийной живописи внутренних убранств древнерусских церквей. Поганое татарьё одеты художником в чёрные рыцарско-байкерские с цепями костюмы.
В спектакле использован приём с куклами, играя с которыми, дети-артисты изображают симфоническую картину «Сечу при Керженце».
Религиозно-мистический тематизм, пронизывающий истории Китежа и Февронии, визуально подчёркнут сценографическими приёмами. Акцент сделан на последний акт с его переливающимся неземным свечением бело-золотых тонов, игры световой палитры и всевозможных эффектов. Райские птицы Сирин и Алконост, дева Феврония в одеяниях Богородицы — затейливые декоры с холстов Виктора Васнецова. Дети — Лели с музыкальными инструментами из Берендеева царства.
Всё это великолепие радовало глаз. Но не затмевало исполнительские красоты. Выразительно звучал голос Натальи Меньшиковой. Красивый тембр, голосовая сила и ровность тесситур, помноженные на драматическую составляющую певицы, вылепили образ хрестоматийной Февронии, которая любит природу, обладает мудростью, прощает чужие грехи и вымаливает спасение граду Китежу.
Её жених княжич Всеволод — Михаил Меньшиков, статный русский молодец, с приятным окрасом голоса, был на своём месте.
Центральный персонаж драматургии — Гришка, конфликтным образом которого вокально и сценически убедил н.а. УР Алексей Городилов.
Ольга Ушакова (Отрок) и Альбина Гордеева (Сирин) привлекли голосами, уверенным вокальным владением. Роман Дерзаев (Бедяй) и Рустам Касимов (Бурундай) делали своё чёрное татарское дело по-бандитски. Солист Мариинского театра Юрий Власов (Князь Юрий), Сергей Гордеев (Фёдор Поярок), Иван Слепухов (Гусляр), Наталья Ярхова (Алконост) и другие приняли участие в исполнении.
Честь и хвала маэстро Николаю Роготневу и его оркестровому коллективу, с профессиональным достоинством выдержавшим почти 5-часовую оперно-симфоническую партитуру.

Спасибо, всей команде «Ижевск. Опера. Балет» за редкую возможно столичным меломанам насладиться «Китежем», который сверкает в своей подводной «невидимости» и славит русичей.
Автор фото — Елена Лапина

Пока нет комментариев