Ну конечно, для большинства из нас Клод Дебюсси – символ импрессионизма в музыке – «Послеполуденный отдых фавна», «Девушка с волосами цвета льна», «Пеллеас и Мелисанда»…
Кто бы мог подумать, что творчество Дебюсси и Детского академического музыкального театра им. Н. И. Сац в 2025 году пересечётся в точке под названием «дети»?

С театром им. Н. И. Сац всё понятно – это уникальный, единственный в мире детский музыкальный театр со своим зданием, со своим оркестром, хором, певцами и даже балетом. И всё это создано и существует ради детей и для детей. Хотя творческие рамки театра значительно шире, доходя до невероятных пределов изысканности и рафинированности, понятных, быть может, и не всякому взрослому.
Но от Дебюсси такого никто не ожидал. Или почти никто. Когда его дочке по имени Клод-Эмме, которую по-домашнему все звали Шушу, было восемь лет, Клод Дебюсси написал для неё балет про жизнь кукол. И назвал его «Ящик с игрушками».
Сюжет был прост и романтичен. Он был вполне нормальным для взрослых, просто написан был про игрушки. Первоначальную версию истории, написанную в 1913 году художником Андре Элле, для нынешней постановки адаптировала Анастасия Рахманова, сделав её несколько теплее и чуть усложнив сюжет – для современных детей это в самый раз. В либретто, ставшим основой для новой балетной премьеры театра, Кукла, одна из главных героинь истории, отдала сердце Полишинелю, персонажу крайне несимпатичному. Но влюблённые разве это видят? Разве им это объяснишь?
В Куклу влюбился Солдатик, прямой, честный, без малейшего изъяна, рыцарь без страха и упрёка. Драка между ним и Полишинелем в рамках любовного треугольника переросла в большую битву, в которой Солдатик был серьёзно ранен и чувство сострадания у Куклы переросло в большую любовь.
На этом, если бы это была история для взрослых, всё могло бы закончиться, как это обычно и бывает. Но в этой чудесной истории есть продолжение. На окраине игрушечного городка стоит ферма с надписью «продаётся». Кукла и Солдатик её покупают, заводят стадо овец, всячески развивают хозяйство и вот…

Впрочем, об этом чуть позже.
Вот такая предельно идиллическая история.
А потом наступает рассвет, и все игрушки возвращаются на свои места, в свои ящики.
Это, конечно, чудесная сказка. Но самые настоящие чудеса происходят в самой постановке театра, в балете, который создал хореограф Кирилл Симонов и художник-постановщик Екатерина Агений.
Этот балет, как и любой спектакль для детей в театре им. Сац, рассчитан и на детей, и на тех взрослых, которые этих детей привели. Поэтому и те, и другие смотрят, не отрываясь, и каждый видит что-то своё. Для детей – это чудо, близкое к тому, которое им, возможно, уже знакомо по «Щелкунчику», а именно то, что, когда дети засыпают, у кукол начинается самая настоящая жизнь, полная событий и приключений.
Взрослые видят воплощённые в танце сложные характеры, как это, например, произошло с Полишинелем – исполнявший его партию Дмитрий Круглов в танце, в мимике и актёрски смог воплотить характер, пусть и несимпатичный, но состоящий из множества деталей и элементов. Более того, он ухитрялся показать детям, что это всё невсамделишное, понарошку и он всё это понимает, и они тоже.
А Солдатик – такой, что лучше, чем он в мире не бывает – и добрый, и красивый, в исполнении Тимура Куаталиева показывал детям, к чему надо стремиться. Да и на Куклу это произвело неизгладимое впечатление. И привело к правильным решениям.
А Кукла (Полина Химич) настолько правдоподобно демонстрировала в начале сказки свою любовь к Полишинелю, что только воспитанность детей в зале не позволяла им кричать в театре, чтобы она держалась от Полишинеля подальше.
А ещё был вечно несчастный и добрый Пьеро (Александр Ким), Морячок (Артур Баранов), Слон (Екатерина Зайцева) и две совершенно очаровательные куклы-подружки (Анастасия Лодде и Мария Павлова).
Сценографически – это сплошной праздник, когда на сцене есть что разглядывать, просто огромное количество деталей, начиная от домиков, облачков, холмистого пейзажа, уходящего в сторону горизонта, вдруг появляющихся во время битвы нарочито примитивно-игрушечных броневичков или вполне реалистично выполненного плоского трактора в ракурсе три четверти, игры кукол в куклы, когда появляются плоскостные куклы-марионетки уже следующего уровня – такая своего рода игривая рекурсия, придающая дополнительную правдоподобность происходящему в глазах детей и изысканная в глазах взрослых.
А уж танец Куклы и Солдатика с кордебалетом, состоящим из овец – просто идиллия, пробивающая одновременно на слезу и улыбку, пастораль, достойная Шестой симфонии Бетховена.
И, конечно, очень удачная идея – рассказчик (Александр Хананин), заменяющий, по сути, титры в немом кино (а ведь немое кино и балет в определённом смысле близкие родственники). И вполне естественно воспользоваться помощью комментатора, если у вас в зале публика, часть из которой пока неграмотна.

Финал просто прекрасен – ведь ремарка «Двадцать лет спустя» это всего лишь символ, а не указание времени. Для кого-то это ироническая отсылка к продолжению «Трёх мушкетёров», а для кого-то невероятно огромное, почти бесконечное время, прошедшее для героев сказки.
И вот на сцене те же персонажи двадцать лет спустя – Солдатик, уже с бородой, уже, может быть, не в той физической форме, что раньше, но столь же бравый (Иван Титов), Кукла (Дарья Хозиева), заметно располневшая, уже не танцующая, как раньше, зато, между прочим, поющая, и трое почти взрослых детишек – Анна Кравцова, Екатерина Разговорова и Валерий Кравцов.
Что же касается музыки Дебюсси, то от того, что она предназначена детям, она не стала проще или менее изысканной. Первая постановка балета состоялась в 1919 году в Париже и сам Дебюсси не успел сделать оркестровку, поэтому её выполнил друг композитора Андре Капле, но он достаточно точно воплотил в партитуре авторский стиль – прозрачность, заполненность всего звукового диапазона от контрабасов до челесты, и, как результат, достаточно высокие требования к исполнителям.
Оркестр визуально выведен из сценического пространства, хотя находится здесь же, просто чуть в стороне, поэтому вся музыкальная ткань прослушивается очень хорошо. Артём Морозов, музыкальный руководитель и дирижёр, добился всего спектра звучания оркестра, необходимого в этом балете – между импрессионистическими зарисовками и более жёсткой стилистикой пьес из «Детского уголка» вплоть до имитации исполнительства, близкой к театральной музыке Шостаковича к постановкам Мейерхольда, которая ярче всего проявилась в «Кукольном кэк-уоке» и была удивительно органична и сценически и по своей музыкальной подаче. И, кроме того, большой музыкальной заслугой, можно сказать, стало акустическое «сосуществование» оркестра и фортепиано, которое иной раз было частью оркестра, а иногда исполняло совершенно сольную функцию, и эту роль блистательно исполнила лауреат всероссийского и международных конкурсов Дарья Смирнова.

Этот совершенно очаровательный спектакль стал подарком детям от театра к своему шестидесятилетию, с которым я и поздравляю этот замечательный театр.
Фото предоставлены пресс-службой Детского академического музыкального театра им. Н. И. Сац

Пока нет комментариев