Уже в десятый раз проходит фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» инициированный Ассоциацией Музыкальных Театров при финансовой поддержке министерства культуры РФ и при содействии президентского фонда культурных инициатив. Этот фестиваль примечателен тем, что отказался от соревновательного принципа: для показа в Москве театры на свое усмотрение выбирают самую важную постановку за последний год. Участники не сравнивают друг друга а общаются. При этом фестиваль постоянно знакомит столицу с провинциальными театрами.
Хореографических произведений в программе фестиваля в этом году было немного, но тем не менее они заслуживают внимания. В данной статье речь пойдет о гастролях Самарского академического театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича с произведением «Балеты Императорского двора». Такое название отнюдь не случайно так как вечер объединил два одноактных произведения созданных мэтром русского балета Мариусом Петипа еще на заре двадцатого века: «Роман Бутона розы» (1904 г. но показанный в 1919 г.) и «Времена года» (1900 г.). Это была эпоха для российского искусства достойная признанного внимания и, возможно, именно этим мотивирован выбор театра обозначенных балетов. Но прошло уже более ста лет, так насколько удалось восстановить эпоху?

Сцена из спектакля «Роман Бутона розы»
Балет «Роман Бутона розы», или как его называл в свое время Петипа — балетик, примечателен своей неординарной судьбой. Возникнув однажды, он долгое время нигде не появлялся, и вот возник в самарском театре, известном своим интересом к восстановлению произведений из прошлого. Как же он выглядит сейчас в самарской интерпретации?
Незамысловатый сюжет про бабочек, цветы, любовный треугольник обворожительной Розы, легкомысленного мотылька — красавца Сфинкса, пылкой Настурции — их разлучницы. Власть королевы волшебного сада — белой Лилии… Все это напоминает простую человеческую историю, правда несколько в стиле и манере мыльной оперы. Однако со времен Петипа балет это, прежде всего, танец.
Считается, что «Роман Бутона розы» это последнее творение уходящего Мариуса Петипа. А потому сложно говорить о тексте мастера исходя из того, что судьба произведения оказалась совсем не простой. Что при такой ситуации могло сохранится от первоначальной хореографии – большой вопрос. Однако восстановлением спектакля занималась известный, как она сама про себя говорит, балетмейстер-реставратор Наталья Воскресенская. И тут безусловно, надо отдать ей должное, эпоху она чувствует хорошо, поэтому спектакль буквально дышит стариной. И если текст скорее всего весьма отличен от первоначального, авторского, то ощущение эпохи он оставляет.
Балеты Петипа отличались, прежде всего, обилием разнообразного танца. Содержание оно не для сцены, оно для программки – там все написано. И этого достаточно. Описываемый балет явное тому подтверждение. На сцене содержание излагается пантомимой, причем не очень замысловатой. Так ведь и содержание не отличается особой глубиной.

Сцена из спектакля «Роман Бутона розы»
Дух эпохи сохраняется в оформлении спектакля, создающего атмосферу сада (художник-постановщик Альона Пикалова) заполняющего значительную часть сценического пространства, насыщенную богатством цветочного мира.
Та же ситуация и в костюмах, созданных Татьяной Ногиновой, как свидетельствует программка по эскизам Ивана Всеволжского (1903г.). Это же не танец, который сложно зафиксировать. Словом, главная задача решена.
Конечно сложно судить насколько ей соответствует исполнительское мастерство труппы. Но она выглядит достойно. Однако, стоит заметить, что мужской состав в этом спектакле в ансамблевых эпизодах выглядит несколько слабее женской.
Можно много и долго рассуждать насколько оправдано появление таких спектаклей в наше время, ведь прошло уже больше ста лет. Однако именно они дают нам возможность наблюдать эволюцию искусства. Дают возможность увидеть то, что изменилось.
В современной художественной ситуации все чаще говорят не только о хореографическом материале, но и о драматургии спектакля, и простое чередование танцевальных эпизодов уже не очень впечатляет. В русской традиции балет, это прежде всего танец, а уж затем содержание и мысль. Но времена меняются и искусство с ними тоже.

Сцена из спектакля «Времена года»
Второй спектакль этого вечера «Времена года» демонстрирует иную ситуацию. Это аллегорический балет в одном действии и четырех картинах. Постановка наставника-куратора проекта «Русский балет навсегда» заслуженной артистки России Марианны Рыжкиной и трех победителей этого проекта. Участие нескольких авторов способствовало неравнозначности отдельных частей спектакля, но общей целостности сколько-нибудь значительно не разрушает. Возможно этому помогает организованность труппы, работающей в одном стилистическом исполнительском ключе.
Стоит отметить, что это произведение звучит уже более современно по нескольким показателям. Во-первых, насыщенность и интенсивность лексического материала значительно превосходит предыдущий спектакль. Во-вторых, здесь видны признаки внутренней драматургии созданной непосредственно через лексический материал, а потому отсутствует пантомима.
Первая часть Зима (автор Елизавета Мазуркевич) выглядит среди других более академичной по своим постановочным характеристикам. Несмотря на то, что герои, обозначенные в программке, носят аллегорический характер (иней, лед, град, снег и т.д.), между ними видны некоторые действия, предполагающие наличие некой событийности. К тому же появление двух седовласых гномов несколько драматизируют ситуацию и приближают эту часть к балетным традициям. Более живой и эмоциональной выглядит вторая часть Весна (Лилия Симонова). В эпизодах этой части преобладает лирическая интонация и настроение радости пробуждения. Обилие разнообразной хореографии демонстрирует торжество летнего цветения природы в третьей части — Лето (Марианна Рыжкина). Соло дуэты и ансамбли сменяя друг друга соответствуют буйному торжеству цикла. Все завершает Осень (Даниил Благов). Здесь множество разнообразных приемов, включая и пластическую полифонию, делают эту часть наиболее современной.

Сцена из спектакля «Времена года»
Второй спектакль показывает уже несколько иную труппу: целостную, собранную, организованную. Здесь она численно больше, намного динамичнее выглядит. К тому же наличие множества вариаций во всех его частях, дает возможность продемонстрировать технические возможности солистов, которых стоит отметить как весьма виртуозных.
Примечательным было и оформление спектакля созданное Иваном Складчиковым. Оно минималистично, никаких нагромождений, что обеспечивает место для танцев, и, тем не менее, выразительно. Каждое время года сопровождается своим вновь спускающимся суперзанавесом из отдельных полотен.
Балеты показали и то, в какой достойной форме находится симфонический оркестр Самарского оперного театра под руководством Евгения Хохлова, как в целом, так и его отдельные солисты.
Таким образом несмотря на то, что оба спектакля созданы первоначально еще на заре двадцатого века и почти одновременно, в самарской интерпретации отражают две эпохи истории российского хореографического искусства. Театр своим спектаклем показал некую ретроспективу российского хореографического процесса.
Автор фото — Елена Лапина
Пока нет комментариев