Масштабной постановкой «Нормы» Винченцо Беллини в Петербурге торжественно открылся XXXIII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей»

В.Беллини «Норма» Заключительная сцена оперы. Фото Михаила Вильчука (2025 г.) © Мариинский театр
На новой сцене Мариинского театра – аншлаг, множество зрителей в ожидании нового сценического воплощения шедевра итальянского бельканто. Эту премьеру ждали на берегах Невы много лет. До сих пор остаётся загадкой почему «Норма» никогда не ставилась в Петербурге в прошлом веке? С момента постановки в 1861 году прошло так много времени и традиции театра изменились. Нынешняя режиссерская концепция Сергея Новикова соответствует классическим стандартам музыкального театра.
«Это абсолютно классическая версия, за исключением того, что Мариинский театр позволяет добиться эффектов, которые были недоступны в XIX веке», – констатирует режиссёр, — „Норма“ — шедевр 1831 года, который завораживает слушателя своей музыкальностью, но представляет большую загадку для постановки. Начавшаяся в конце XVIII века борьба за „оперную правду на сцене“ чувствуется в либретто, но сама партитура в стиле bel canto содержит множество типично барочных фрагментов. Обосновать музыкальное развитие действием и рассказать историю из жизни друидов, которые, кажется, бесконечно далеки от современных зрителей, — вот те задачи, которые нам необходимо было решить. В мире оперной музыки это действительно исполнительский эталон, достигнув которого театр и певцы переходят на следующий уровень искусства — уровень исполнительской свободы с ощущением того, что техническое совершенство уже подтверждено».
Норма – опера о крушении идеалов. Само имя прорицательницы переводится с латыни как «эталон», «образец». Место действия, как и в оригинальном либретто, происходит в завоеванной Римом Галлии.

В.Беллини «Норма» Сцена из I действия оперы. Фото Наташи Разиной (2025 г.) © Мариинский театр
Декорации в опере напоминают горные скалы, но в центре авансцены зрители видят могучий дуб — как воплощение и олицетворение мира галлов-друидов, обитавших на юге Франции в I веке нашей эры. Художник-постановщик спектакля (по стечению обстоятельств ещё один Сергей Новиков!) создал впечатляющих размеров дубовый венец из ствола коры дерева. Он нависает над главной героиней, символизируя терновую корону или нимб, а в конце оперы и вовсе превращается в вулканическую лаву – огонь чувств уничтожит следы судьбоносных ошибок – любовь во имя жизни и всепрощения восторжествует.
«Все пространство спектакля в каком-то смысле — это часть образа главной героини. Ее тонкая чувственность, ее настоящая человеческая трагедия противопоставлена холодному, аскетичному, каменному миру друидов. Над ее головой чугунной плитой висит обрядовый круг, становясь не то терновым венцом, не то короной или нимбом»,
— рассказал о своем сценографическом замысле художник Сергей Новиков.

Альбина Шагимуратова (Норма), Игорь Морозов (Поллион). Фото Наташи Разиной (2025 г.) © Мариинский театр
Партия Нормы, жрицы храма друидов, для Альбины Шагимуратовой с ее чарующим колоратурным сопрано особенная. Музыка Винченцо Беллини заключает в себе всю красоту и многообразие бельканто. Знаменитая ария Casta Diva – гимн всё искупляющей и всё прощающей жертвенной любви.
«Эта женщина, которая, будучи во главе государства, всегда для своего народа являлась эталоном — символом мужественности и женственности одновременно. Все государственные решения принимала она. Но она же и предала все традиции этого народа. Вся партия центральная, низко написанная — сложные речитативы, драматический накал присутствуют в ней. И, конечно, выдержать её достаточно сложно – это марафон для певицы. Она сильная и слабая одновременно, ее очень трудно играть на сцене»,
– размышляет солистка оперной труппы Мариинского театра, заслуженная артистка России Альбина Шагимуратова.

Екатерина Лукаш (Адальджиза). Фото Александра Неффа (2025 г.) © Мариинский театр
В остальных ролях были заняты ведущие солисты Мариинского театра: Игорь Морозов (Поллион, возлюбленный изменник), Мирослав Молчанов (Оровезо), Варвара Соловьева (Клотильда), Савва Хастаев (Флавий) и замечательная певица, обладательница глубокого и нежного меццо, солистка Московского академического Музыкального театра им. К. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, обладательница I премии Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки Екатерина Лукаш в партии весталки Адальджизы, соперницы Нормы по любви к Поллиону.
В Мариинском театре в последнее время все чаще звучат оперы бельканто. В труппе немало певцов, специализирующихся на этом репертуаре и владеющих соответствующей вокальной техникой.

Ирина Чурилова (Норма). Фото Михаила Вильчука (2025 г.) © Мариинский театр
Валерий Гергиев:
«Популярность «Нормы» не вызывает ни у кого никаких вопросов, а знаменитая ария Casta Diva в репертуаре великих певиц мира, она их прославила на века. Альбина Шагимуратова –один из лучших голосов нашего времен. Ее знают во все мире»
Оркестр и хор Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на премьере звучали достаточно ровно, но не эталонно, как хотелось бы, впрочем, подхвативший следующим вечером спектакль Кристиан Кнапп обеспечил итальянской музыкальной драме подлинное развитие, масштаб и предоставил певцам и хору необходимую творческую свободу и уверенность исполнения. Если у Альбины Шагимуратовой Норма – это ограненный бриллиант в голосе с бурей страстей и переживаний в душе, то друидесса-прорицательница Ирины Чуриловой степенна и расчетлива на сцене, ее вокал тоже лучезарен, а актерская игра полна величия и кротости.

В.Беллини «Норма». Фото Наташи Разиной (2025 г.) © Мариинский театр
На фестивале «Звезды белых ночей» премьерный спектакль Сергея Новикова будет показан несколько раз с участием ведущих солистов Мариинского театра, услышать шедевр итальянского бельканто и оценить постановку в масштабных пространствах новой сцены смогут петербуржцы и гости города.
Пока нет комментариев