Премьера балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» состоялась на сцене Нижегородского театра оперы и балета
В конце XIX века стараниями балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» вернулся в театральный репертуар. С тех пор он не сходит практически ни с одной сцен мира.
В Нижегородском театре оперы и балета «Лебединое озеро» ведет свою историю с 1936 года.
Решение включить новый спектакль в репертуар возникло у художественного руководителя театра Алексея Трифонова не случайно. Нижегородская версия имеет неповторимую уникальность — впервые вниманию зрителей представлена реконструкция полной балетной партитуры П.И. Чайковского, воссозданная сотрудниками музея П.И. Чайковского в Клину по оригинальной авторской рукописи 1877 года.
Алексей Трифонов:
«В большинстве театров мира идет сильно порезанная версия балета Чайковского, и сокращена она была еще в 1895 году для постановки в Мариинском театре Мариусом Петипа и Львом Ивановым на либретто Модеста Ильича Чайковского, брата композитора. С тех пор в полном оригинальном варианте музыка Чайковского ни разу не использовалась в постановках балета. Мы решили отнестись к Чайковскому максимально уважительно, и по возможности весь музыкальный материал вошел в наш спектакль».
Постановка премьера Мариинского театра, хореографа Александра Сергеева выразительна и оригинальна. Многократно появляясь на сцене в образе главного героя балета — Принца Зигфрида — в классических постановках с хореографией Петипа и Иванова в Мариинском театре, Сергеев открывал в своем герое новые чувства и мотивации поступков, которые требовали осмысления. В нижегородском спектакле Александр Сергеев сохраняет балет Чайковского в технике классического танца. В третьем акте, например, впервые с 1877 года восстановлен Pas de six.
«Главный герой нового «Лебединого озера» — Принц Зигфрид. Мы постараемся сфокусироваться на его мыслях и переживаниях. Попробуем представить, что мог чувствовать юный будущий король в преддверии кардинальных изменений в своей жизни. Наш спектакль — об ответственности. Нас интересует два её типа: вопрос чести и долга перед своими подданными и ответственность за свои поступки, действия, обещания. Давая клятву, ты не можешь запросто нарушить её. А если ты это делаешь, то теряешь все. И себя»,
— таково видение этого спектакля Александра Сергеева.
Здесь действительно нет ни малейших отвлечений и маневров, действие подчинено яркому образу мысли, оригинальности танцевального рисунка и динамике музыкальной драматургии.
Александр Сергеев:
«Меня очень зацепила идея использования рукописи, первой полной рукописи Чайковского 1877 года, и отсюда родилась концепция постановки балета, стилизованном под Петипа и Иванова. Я подумал, что, например, в последней четвертой картине, она новая, поскольку музыка та, которая не была в распоряжении у Льва Иванова. И «Танцы лебедей» должны быть очень похожи на его хореографию, поэтому вся картина стилизована, это уже такая неоклассика. Мне хотелось воплотить роль Зигфрида более развернутой – как с психологической, так и с пластической точки зрения. Одетта – плод его воображения, она в его фантазиях».
С первых дней своей сценической судьбы, начавшейся почти полтора века назад, «Лебединое озеро» стало желанным материалом для трансформаций и творческих поисков создателей постановок. Менялось либретто, смещались акценты, одни фрагменты оркестровой партитуры замещались другими.
Оркестр Нижегородского театра оперы и балета под руководством дирижера-постановщика, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Федора Леднева исполнил музыку «Лебединого озера» именно так, как её задумал композитор, без поздних редакторских купюр и включений.
Заслуга Федора Леднева в идеальном тандеме с Александром Сергеевым, сценографом и художником по костюмам Леонидом Алексеевым, художником по свету Александром Романовым, артистами балета и оркестром оказалась феноменальной! Маэстро был чуток и снисходителен за пультом. Он уделял исключительное внимание деталям партитуры, тембровой палитре, предоставляя необычайную свободу артистам балета, находя нужные и правильные темпы. Музыка русское гения обрела подлинное величие и сакральность!
«Для меня партитура Петра Ильича Чайковского такая же современная, как любое сочинение, написанное только что. Я призывал коллег взглянуть на предложенный нотный текст так, как если бы мы были первыми его исполнителями. Это помогло расставить нужные акценты и внести некоторые корректировки. В целом, мы провели настоящую исследовательскую работу, и, когда возникали вопросы, обращались к автографу партитуры. Александр Сергеев упоминал о том, что уделяет больше внимания образу Зигфрида, и, соответственно, мы, в общем, тоже старались музыкально эти психологические моменты его переживаний как-то подчеркнуть, услышать их в партитуре, представить публике в той конструкции и тех темпах, в которых Петр Ильич и задумал. Мы использовали в спектакле критическое издание, партитуру, по которой работали, и я просил музыкантов оркестра посмотреть на эти ноты так, как будто бы мы первые исполнители этой музыки. Александр Сергеев говорил несколько раз, что партитура это еще не спектакль для постановщиков. Ему нужно сюжет придумать, про что здесь как рассказывать. Можно, наверное, идти и по оригинальному сюжету, это тоже версия, которая, естественно, может быть, но все равно есть какие-то моменты, которые сюжетно требуют какого-то осмысления и иногда каких-то перемещений»,
— отметил Федор Леднев.
В театральном фойе открыта фотовыставка «Балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского: от истоков к современности».
В премьерных спектаклях были заняты ведущие солисты балетной труппы Нижегородского театра: Джотаро Каназаси и Максим Просянников (Принц Зигфрид), Анна Мельникова (Одетта), Александра Троицкая (Королева, мать Зигфрида), Сюго Каваками (Бенно, друг Зигфрида). Одиллии в этой версии спектакля нет, вместо нее появляется Гостья в черном (Маюка Сато и Харука Такеми).
Обилие костюмов и частая смена декораций тоже не переставали удивлять зрителя, как и видеодизайн (отражение сказочного мира) — работа мультимедиа видео художника Игоря Домашкевича. Принц Зигфрид не ищет легких путей, превратностей судьбы ему не миновать. И, несмотря на то, мрачные силы в этой постановке отсутствуют, Ротбарт поселяется в душе Зигфрида, и он борется со своими предрассудками, оставаясь, в конце концов, один, лишенный любви и понимания близких.
Следующий показ спектакля анонсирован 15 мая.
Фото предоставлены пресс-службой Нижегородского театра оперы и балета
Автор фото — Сергей Досталев
Пока нет комментариев