Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан во главе с маэстро Александром Сладковским презентовал слушателям «Зарядья» грандиозную монографическую программу из произведений Александра Скрябина

 

Прозвучали знаковые произведения композитора: знаменитая «Поэма экстаза», Концерт для фортепиано с оркестром (солист — Кирилл Роговой) и Третья симфония «Божественная поэма».

Представить такую роскошную палитру скрябинской музыки в рамках одного концертного вечера способен далеко не каждый симфонический коллектив. В случае с казанским оркестром, это было более чем самодостаточно. Александр Сладковский постиг код музыки русского композитора и выдал впечатляющий художественный результат!

Александр Сладковский:

«Скрябин — человек, который оставил уникальный след в истории музыки, потому что он был не только гениальным музыкантом, но и выдающимся мыслителем. Его интересовали не только звуки, но и вселенская правда. Его партитуры сотканы из подлинных философских изысканий. Для того, чтобы постичь его творчество, нужно долго к этому идти, и я рад, что мы с оркестром осуществили это».

 

Музыкальный вечер открыла знаменитая  «Поэма экстаза», соч. 54. Скрябин представлял своё сочинение как мировое, космическое слияние мужского и женского начала, духа и материи. Вселенский экстаз ощущается в мозаике звуков поэмы. Оркестр под управлением Александра Сладковского играл её увлечённо и сладострастно, дирижеру удалось собрать форму и выстроить динамику контрастов этого грандиозного музыкального полотна.

Талантливый молодой российский пианист, победитель IV Международного конкурса Grand Piano Сompetition Кирилл Роговой признался, что приобрёл ценный колоссальный опыт сотворчества с ГАСО Татарстана:

«С первых минут у нас с Александром Витальевичем сложился очень интересный человеческий и музыкантский контакт. Для меня было по-настоящему почетно и ответственно выступать с его оркестром».

Эта взаимосвязь стала очевидной в Фортепианном концерте Скрябина. Пианист был предельно сосредоточен на материале сочинения, прозрачная фактура и цельность мысли характеризовали его интеллектуальную игру.

Под занавес программы казанцы исполнили Третью симфонию “Божественная поэма”.

Созданное между 1902 и 1904 годами и впервые исполненное в Париже в 1905 году под управлением Артура Никиша, грандиозное симфоническое полотно знаменует собой огромный шаг вперед в стремлении Скрябина к совершенно индивидуальному языку. В этой симфонии все еще присутствуют структурные особенности, которые напоминают о более ранних опытах письма, которые оказали сильное влияние на первые две симфонии композитора. Однако в этой партитуре по меткому замечанию самого Скрябина он исследует «эволюцию человеческого духа, оторванного от прошлых верований и тайн, которые он преодолевает и проходит через пантеизм, достигая радостного и опьяняющего утверждения собственной свободы и единства со вселенной».

Оркестровое письмо демонстрирует изысканную утонченность. Скрябин превращает свой оркестр в огромный ансамбль солистов, каждый из которых вносит крошечные детали в сложную паутину мыслей и ощущений.

Одухотворенность и магия скрябинской музыки, её мистицизм особенно ощущались в интерпретации маэстро Сладковского, заразившего оркестрантов своей кипучей и страстной энергией. Сладковский и его оркестр становятся одним органическим целым с внутренней логикой, которую требует эта действительно возвышенная философская музыка с ее ритмической точностью и сфокусированными тональными красками. Всё это отражает безграничный калейдоскопический звуковой мир Скрябина.

 

 

Фото предоставлены пресс-службой Московского концертного зала «Зарядье»

Автор снимков — Лилия Ольховая