В начале июля 2024 года в Российском молодежном театре  начались очередные, двадцать третьи Летние Балетные Сезоны. Об этом возвестил баннер с прелестной головкой Одетты на фасаде театра. Проект, придуманный когда- то Аллой Немодрук, успешно сочетает коммерческую и просветительскую составляющие — интерес зрителя к классическому балету не ослабнет никогда. Также как и желание увидеть и оценить коллективы со всех концов страны. А Летние сезоны РАМТ давно стали крупнейшей площадкой для столичных и провинциальных балетных театров. В этот раз здесь были представлены по традиции пять театров: Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева, Государственный академический театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, Московский государственный детский музыкальный театр им. Н. Сац, Русский Классический Театр Балета В. Грищенко и Национальный Классический Балет А. Нехлюдовой.

Региональным театром двадцать третьего сезона стал Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева. Труппа хорошо известна столичному зрителю – театр приезжает на Сезоны далеко не в первый раз. Художественный руководитель труппы, а по совместительству министр культуры Марий Эл Константин Иванов старается сделать репертуар возрожденного, а фактически созданного заново им театра максимально разнообразным. Наряду с классикой здесь идут «Русский Гамлет» Бориса Эйфмана, «Кармина Бурана» и «Катулли Кармина» Май Мурдмаа, «Война и мир» Андрея Петрова, «Анюта» Владимира Васильева, «Письма с фронта» Нины Мадан. Столь разные по стилю и хореографии спектакли формируют индивидуальный облик труппы. К сожалению, почти ничего из перечисленного зритель Сезонов не увидел – по традиции фестивальный репертуар составляют балеты классического наследия. Как и два года назад марийская труппа показала в столице «Лебединое озеро», «Жизель», «Эсмеральду», «Щелкунчик». «Бахчисарайский фонтан» и для детской аудитории — «Чиполлино». За исключением последнего, все спектакли шли в авторской трактовке самого Константина Иванова. Однако, организаторы фестиваля пошли на эксперимент, и впервые за многие годы его открывало не традиционное «Лебединое озеро», а «Война и мир» в хореографии Андрея Петрова. Новый балет по роману Льва Толстого внес патриотическую ноту в программу фестиваля и одновременно отдал дань памяти известному хореографу.

«Война и мир». Наташа Ростова- К. Михайлова, Андрей Болконский- А. Веденкин (Марийский государственный театр оперы и балета им.Э.Сапаева)

Андрей Петров давно хотел воплотить «Войну и мир» Толстого на балетной сцене и вот, в конце творческого пути это ему удалось. Первоначально спектакль стал копродукцией Кремлевского балета, а также трупп Донецкого и Марийского театров. В декабре прошлого года он в редакции Константина Иванова вошел в репертуар подвластного ему театра. По словам Иванова, он «усилил мужской танец, увеличил количество исполнителей кордебалета, добавил сложности в некоторые дуэты».  Идея создания хореодрамы на основе большой литературы не нова — она лежит в основе драмбалета, некогда раскритикованного, а в наши дни усердно возрождаемого. В тридцатые –сороковые годы ХХ века созданием хореодрам  занималась целая творческая команда интеллектуалов, объединявшая опытных режиссеров (среди них были Вл. И. Немирович- Данченко и С. Радлов), балетмейстеров (достаточно вспомнить такие имена как Л. Лавровский, Р. Захаров, В. Вайнонен, В. Бурмейстер), художников (В. Ходасевич, Н. Вильямс, М. Курилко и др.). Лучшие композиторы эпохи  — С. Прокофьев, Д. Шостакович. Р. Глиэр, Б. Асафьев  -писали музыку для каждого спектакля. Андрей Петров был лишен таких помощников. Он стал автором либретто и хореографии, его супруга художник Ольга Полянская создала костюмы. Из известного фильма Сергея Бондарчука взяли музыку Вячеслава Овчинникова.  И напрасно — музыка кино, достаточно абстрактная, лишенная лейттем и образности, оказалась посторонним гостем на балетной сцене.  Мышление композитора никак не сочеталось с мышлением хореографа. Первый склонен к обобщениям, второй –к конкретике. Музыка Овчинникова, за исключением мазурки, не рассчитана на движущихся, тем более танцующих героев. Она не дансантна. Да  и  сценарий, судя по построению эпизодов, писался по фильму Бондарчука. Результат доказал ту истину, что балетный спектакль – жанр специфичный и не терпит вторжений извне. «Война и мир» в изложении Андрея Петрова оказался чередой добросовестных иллюстраций к роману (количество картин в двухактном балете достигает 27), лишенных каких- либо обобщений, к которым так склонен был сам Толстой. И если спектакль начинается с интересной метафоры – Война в образе черной красавицы искушает Наполеона мировым господством и тот, не в силах противостоять искушению, поддается ей, то далее автор отказывается от какой- либо метафоричности в пользу однозначной иллюстративности. Последние премьеры балетных спектаклей по мотивам литературных произведений, к сожалению, доказывают тот факт, что современные хореографы не в состоянии создать полноценную хореодраму.

Артисты марийской труппы старательно, но без вдохновения воспроизводили заданную хореографию. Аристократы, крестьяне, солдаты ни актерской игрой, ни танцем не отличались друг от друга. Только Артем Васильев пытался создать образ наивного и увлекающегося Пьера Безухова.

«Бахчисарайский фонтан». Сцена из спектакля (Марийский государственный театр оперы и балета им.Э.Сапаева)

«Бахчисарайский фонтан» на музыку Бориса Асафьева., привезенный театром Марий Эл, отсылает зрителя к эпохе драмбалета. В том, насколько гармоничен был исторический спектакль  Ростислава Захарова с режиссурой Сергея Радлова и декорациями Валентины Ходасевич, московский зритель смог еще раз убедиться благодаря гастролям Мариинского театра этим же летом. Константин Иванов создал собственную версию «Бахчисарайского фонтана» прежде всего, с целью продлить собственное творческое долголетие. Он выходит на сцену в партии восточного владыки Гирея, как некогда выходил на сцену Большого театра в партии восточного воина Солора. О «Баядерке» заставляют вспомнить и каскады  jetes en tournan, и статуарные остановки с поднятой к небу рукой, да и сам внешний облик Гирея в черном колете, с аккуратной белой чалмой на голове. Иванов создал для себя героическую партию – Гирей однозначно главенствует в его спектакле, оставляя в тени и Марию, и Зарему, и достаточно безликое татарское войско, лишившееся в этой версии своего военачальника Нурали. К счастью, прекрасные природные данные, хорошая школа (Константин Иванов – выпускник МГАХ по классу Александра Бондаренко) и богатый сценический опыт помогают артисту уверенно вести спектакль.

Классический блок открывало по традиции «Лебединое озеро» в версии марийской труппы. Константин Иванов отредактировал старый балет, постаравшись дать как можно больше танцевального текста друзьям принца и его наставнику, отчего первый акт (праздник совершеннолетия Зигфрида) стал походить на прыжковую часть урока классического танца. В то же время сам меланхоличный принц с одной вариацией остается в тени и весьма часто уходит за кулисы. А жаль — исполнитель роли Зигфрида, выпускник АРБ им. Вагановой легкий и точный Итару Нада обладает великолепной школой и хорошими данными. Он- настоящая звезда марийской труппы и каждое его появление на сцене интересно зрителю. Пока что этих появлений не так много — на Сезонах РАМТ Итару исполнил две главные партии : Зигфрида в «Лебедином озере» и  Феба в «Эсмеральде». Хотелось бы увидеть его в хореографии разных стилей – танцовщик находится в расцвете своего дарования.

У фестиваля установились тесная дружба с двумя московскими академическими труппами, которые стали ежегодно появляться на Летних Сезонах. Участие театра Классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, а также театра имени Н. Сац поднимает общий уровень фестиваля, является его камертоном.

«Коппелия». Сванильда, Коппелиус. (Государственный академический театр классического балета Н.Касаткиной и В. Василева)

Театр классического балета п/у Н.Касаткиной и В.Василёва всегда выделялся на фоне московских трупп «лица необщим выраженьем». В достаточно строгих рамках Сезонов РАМТ он сумел представить публике свои оригинальные постановки. В прошлом году здесь был показан знаменитый спектакль «Сотворение мира» на музыку А. Петрова, в нынешнем – авторская версия «Коппелии». Балет Л. Делиба стал премьерой Сезонов 2024. Когда- то знаменитый хореограф Джордж Баланчин назвал «Коппелию» величайшей балетной комедией. Это жанр как никакой другой был близок искрометному дарованию таких балетмейстеров, как Н.Касаткина и В.Василёв, чьим девизом было « Все жанры, кроме скучного!» Они осовременили хореографию старого французского балета и придали динамику режиссуре. В результате получился яркий спектакль, наполненный виртуозным танцем и живой актерской игрой. Красивые и стильные декорации и костюмы постоянного художника театра Е.Дворкиной добавляют ему еще больше очарования.

Творческий тандем Касаткиной и Василёва подарил вторую жизнь многим балетам классического наследия. Они умело убирали устаревшее и несущественное, с большим вкусом добавляли новую хореографию, расставляли режиссерские акценты. Примером такого обновления служит балет «Дон Кихот», также представленный на Летних Сезонах. Спектакль был создан тридцать лет назад, но до сих пор выглядит свежо и увлекательно. Балетмейстеры сумели соединить воедино либретто старинного балета с сюжетными ходами романа Сервантеса, придав спектаклю энергию современности.

Одним из популярных и неоднозначных спектаклей в афише театра является «Спартак» А. Хачатуряна. Не смотря на название, версия Касаткиной и Василёва повествует не о героическом восстании рабов в 73 году до н.э., а о римском обществе той эпохи. Балетмейстеры со вкусом воссоздают фантастическую атмосферу Римской империи времен упадка. Им интересны таинственные миры языческих культов, вакхические пляски, античные представления. На первый план выведены куртизанка Эвтибида, Красс, диктатор Сулла и его многочисленное окружение. Их взаимоотношения занимают почти все время спектакля. На этом фоне фигура Спартака потеряла всякую героику, да и стала больше похожа на вождя загулявших разбойников. «Спартак», похожий на мюзикл, вызывает споры, но именно этот спектакль стал одной из визитных карточек театра.

В июне 2024 года Государственный академический театр классического балета п/у Касаткиной и Василёва готовился отметить 90- летний юбилей Н. Д. Касаткиной. Но в марте ее не стало. Свои выступления на Летних Сезонах РАМТ труппа посвятила памяти своего бессменного руководителя.

«Жизель». Театр САЦЖизель» Альберт — А. Баранов(МГАДМТ им. Н. Сац)

В репертуаре Летних Сезонов РАМТ 17 классических балетов. В течении двух месяцев названия повторяются, но зачастую возникает ощущение, что видишь тот или иной балет впервые. Сквозь призму классики выявляется и общий уровень труппы, и творческий потенциал балетмейстеров. Пять вечеров Государственного академического театра им.Н. Сац стали центральным событием Сезонов этого года. Благодаря творческим поискам труппы и ее главного балетмейстера Кирилла Симонова столь знакомые зрителю «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель» зазвучали по- новому. Кирилл Симонов возглавляет балетную труппу театра с 2016 года и с большим тактом выстраивает ее репертуарную политику.

«Лебединое озеро». Одетта- В. Серова, Зигфрид- И. Титов (МГАДМТ им. Н. Сац)

«Лебединое озеро» идет здесь в хореографии В. Бурмейстера. Его на сцену театра Сац бережно перенесли артисты и ученики Бурмейстера: Народная артистка СССР Маргарита Дроздова и Народный артист России Владимир Кириллов. Данная постановка – одна из лучших в мировой истории этого балета, рассчитанная на высокий уровень мастерства исполнителей. Академичное исполнение, красота линий, великолепная школа отличает исполнителей партий Одетты- Одиллии Варвару Серову и Зигфрида- Ивана Титова. Блеснул виртуозностью Валерий Кравцов в партии Шута, столь фееричной и насыщенной танцем у Бурмейстера. В спектаклях классического наследия кордебалету отводится не менее важная роль, чем солистам. Более того, зачастую именно кордебалет определяет общее впечатление от труппы. С узорочьем лебединого царства Льва Иванова женский кордебалет театра Сац справился на «отлично». Так же, как и с царством виллис Перро- Петипа, и с царством сильфид фокинской «Шопенианы». В стройном созвучии балетного «хора» видна скрупулезная работа балетмейстеров- репетиторов. Ну и, конечно же, самого Кирилла Симонова, выпускника АРБ им. Вагановой и бывшего солиста Мариинки, стремящегося утвердить ее стандарты на сцене московского театра.

«Жизель». Жизель-Ф. Русу, Альберт- А. Баранов ( МГАДМТ им. Н. Сац)

В приоритете у Симонова, как балетмейстера и худрука, балеты классического наследия. В своих редакциях он пытается воссоздать атмосферу исторического спектакля. При работе  с тем или иным старинным балетом Кирилл Симонов вдохновляется эпохой и придумывает свою хореографию в аутентичном стиле. Примером такого подхода стали «Жизель» и «Спящая красавица», представленные на Сезонах.

Воспоминанием о создателе «Жизели» Жюле Перро и его приме- Карлотте Гризи проникнута версия Симонова. Но это, скорее, сказывается на внешнем облике спектакля- костюмах и декорациях. Костюм главной героини воссоздан по гравюрам эпохи: красный бархатистый лиф, маки и васильки в прическе. Прически подруг героини скопированы с портретов Гризи. Но это внешнее. Аутентичным нововведением постановщика стала замена вставного па де де на па де сис (крестьянская пара плюс подруги).В насыщенной прыжками и заносками партии жениха Симонов, скорее всего, хотел воссоздать портрет Перро- танцовщика, славного виртуоза той поры. К счастью, балетмейстер понимает невозможность отказаться от хореографического решения партий Альберта и Ганса, так же как и  от более поздних переделок в либретто. Не смотря на социальные различия, граф и лесничий борются за любовь Жизель на равных. Такое ощущение возникает благодаря актерской интерпретации роли Ганса Максимом Павловым. Его герой  романтичен, он искренне любит Жизель. В его конфликте с Альбером именно лесничий выглядит аристократом. Жизель Феличии Русу — красивая, жизнерадостная крестьяночка. В ней нет романтического надлома. Танец балерины по- балерински уверен и красив. У нее прекрасная школа, в каждом движении она музыкальна и не забывает о пор де бра.

«Жизель». Мирта- В. Серова (МГАДМТ им. Н .Сац)

«Жизель» Кирилла Симонова «одета» в стильные и красивые декорации и костюмы (сценограф- Станислав Фесько, художник по костюмам- Варвара Захарова). Из- за ремонта основного здания ее премьера прошла в марте 2023 года на сцене того же РАМТа. Спектакль рассчитан на большую сцену и зрителю остается ждать его «полноформатного» воплощения.

«Спящая красавица». Аврора- Ю. Окоти, Дезире- И. Титов ( МГАДМТ им.Н. Сац)

Премьера «Спящей красавицы» в версии Симонова успела пройти на сцене родного театра. Тогда, в 2018 году, восхищение вызвало оформление  мэтра отечественной сценографии Вячеслава Окунева. Создатели спектакля как- бы приоткрыли завесу времени, пригласив на версальские празднества времен Короля- Солнца. С каждой картиной пред зрителем открывались то живописные перспективы парков, то роскошные барочные интерьеры дворцов. Их дополняли пышные исторические костюмы – кринолины, вышивки, плюмажи. Таким же предстал спектакль и на сей раз — правда, немного в усеченном виде- скромные размеры сцены РАМТ просто не дали увидеть весь замысел художника. Зато ясно читался замысел хореографа –  воссоздать атмосферу спектакля Мариуса Петипа. В центре хореографического повествования остается Аврора, полностью сохранившая свой текст. Партия Дезире значительно усечена –он в данном случае лишь партнер балерины. Так было на премьере «Спящей красавицы» 1890 года с немолодым Павлом Гердтом в роли Дезире. Но сегодня, когда в этой партии на сцену выходит премьер театра, виртуозный и академичный Иван Титов, хочется больше наслаждаться его великолепным танцем. В этом году Кирилл Симонов, который  также возглавляет балетную труппу Музыкального театра Республики Карелия, решил представить столичной публике карельскую приму японку Юки Окоти в партии Авроры. Легкая и изящная балерина все свои силы направила на техническое совершенство, немало не заботясь об актерской стороне роли. Диалога с темпераментным и порывистым Дезире Титова, сделанным в лучших традициях русской школы, у нее не получилось.

«Шахерезада» Зобеида- П. Химич, Золотой Раб- Т. Куаталиев ( МГАДМТ им. Н. Сац)

Балеты дягилевских Русских Сезонов стали классикой ХХ века. Театр Сац гордится уникальным вечером фокинских балетов, восстановленных Андрисом Лиепа. Артисты труппы с увлечением танцуют и играют спектакли Фокина. Благодаря этой увлеченности и зритель открывает для себя смыслы, заложенные Фокиным. Счастье Зобеиды и Шахрияра разрушают козни Шахземана – этакого балетного Яго. Любовная интрига с Золотым Рабом- лишь всплеск отчаяния любящей, но покинутой женщины. Зобеида презирает себя за эту месть, периодически отталкивая от себя льнущего Раба. Тонко провели свои роли  Полина Химич (Зобеида), Максим Подшиваленко (Шахрияр), Максим Павлов (Шахземан). Большой удачей стал  чувственный и динамичный Золотой Раб Тимура Куаталиева. Его запредельные прыжки, достойные Нижинского, вызвали овации зала. Контрастом к нему стал Юноша Ивана Титова в «Шопениане». Его высокие гран жете стали символом полета в мир романтических грез. А после утонченной «Шопенианы» на сцене разгорелись огни половецкого стана. Упоение дикой пляской под безумные ритмы Бородина, где воедино слились хор и кордебалет театра. «Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски» завершили московские гастроли Детского музыкального театра Сац на мажорной ноте под овации зрительного зала.

Каждый Сезон РАМТ открывает для зрителя сокровищницу нашего балетного наследия. И каждый раз хорошо знакомые балеты звучат по –новому. Классика вечна и многолика.     

 

 

 

Фото предоставлены пресс-службой РАМТ