В Московской филармонии продолжается авторский цикл просветительских концертов «Язык музыки»

 

Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Фото с сайта Московской филармонии

Проект Ярослава Тимофеева и Марии Холкиной стартовал в 2018 году. Это небольшие полуторачасовые концерты для подростков, в которых простым языком рассказывается о музыкальном искусстве. Их основная идея: классическая музыка — это интересно и не сложно даже новичкам. Каждая встреча посвящается какому-то одному музыкальному явлению, например, «Оркестр», «Голос», «Ритм». За шесть лет абонемента ведущие нашли свой формат. Его слагаемые – интерактивность, простота, наглядность. Подобные встречи напоминают концерты для молодежи дирижёра Леонида Бернстайна, которые проводились во второй половине XX века. Они вызывали такой же неподдельный интерес, как и «Язык музыки». Причем не только у детей, но и у взрослых.

Дирижёр Андрей Колясников. Фото с сайта Московской филармонии

20 октября был разговор о клавишных инструментах. Ведущие рассказывали об истории появления фортепиано и его создателе Бартоломео Кристофори. Этот эпизод иллюстрировал Концерт № 1 для клавира с оркестром ре минор (I часть) И. С. Баха в исполнении клавесиниста Николая Мартынова и академического симфонического оркестра Московской Филармонии под руководством дирижёра Андрея Колясникова.

Клавесинист Николай Мартынов. Фото с сайта Свердловский филармонии

К середине XlX века инструмент обрел привычный вид. Для того чтобы показать разницу между клавесином и современным концертным роялем, выбрали предельно далекую от эстетики старинной музыки пьесу Дебюсси. На сцену вывозят рояль, и пианист Кирилл Роговой играет «Отражение в воде». 2-ой концерт Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром продемонстрировал тесные «взаимоотношения» рояля и оркестра. Пианист так же охотно рассказал и показал, что такое туше и глиссандо.

Даниэль Сальвадор. Фото с сайта Московской филармонии

Мощь клавишных продемонстрировали два органных опуса. Первый из них — известный хит Токката и фуга ре минор И. С. Баха, которую исполнил Даниэль Сальвадор. Музыку узнали сразу. Кто-то даже прошептал: «Обожаю этот момент!». Второе произведение исполняется реже. Звучала вторая часть 3 симфонии К. Сен-Санса для оркестра, органа и рояля. В конце органист показал, какими тембрами можно играть на инструменте: например, флейта или низкие струнные.

Клавишные инструменты уникальны. Они могут звучать масштабно, а могут камерно. После каждой бури должно быть затишье. Поэтому на концерте не обошлось без челесты. Тимофеев рассказал милую историю о том, как благодаря П. И. Чайковскому инструмент появился в России. Публика услышала хит новогодней поры: Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик».

Пианист Кирилл Роговой. Фото с сайта Московской филармонии

Музыкальной «акробатике» тоже нашлось место на концерте. Восемь фортепианных рук Кирилла Рогового, Александра Князева, Даниила Тюрина и Станислава Миронов, на двух роялях, расположенных в форме инь-янь, исполнили увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.

Ну и как же без «изнанки» клавишных инструментов. Разбавляя обстановку и давая юным слушателям немного отдохнуть во время концерта, ведущие пригласили на сцену “врача” клавишных инструментов — настройщика, который показал пару трюков расстройки клавиш и тут же их «вылечил».

Открытое взаимодействие с музыкантами и публикой — ещё один большой плюс подобных концертов: юмор, вопросы в зал, беседы с артистами — все это создаёт теплую и домашнюю атмосферу. Пожалуй, самый яркий эпизод  был в конце, когда ведущие пригласили на сцену десять маленьких добровольцев, которые смогли поиграть на инструментах. Пятеро расположились у одного рояля с Марией Холкиной, остальные — за другим роялем с Ярославом Тимофеевым. Плавно и незаметно из некой алеаторики под руками Тимофеева зазвучала песня «Пусть всегда будет солнце», которую внезапно подхватил весь оркестр. Вот такая нескучная классика.