В 2024 году исполнилось 180 лет балету «Эсмеральда» Ц. Пуни, первое представление которого в постановке Жюля Перро состоялось в 1844 году
Этой знаменательной дате театр «Кремлёвский балет» посвятил свой захватывающий и впечатляющий спектакль «Эсмеральда», который прошёл 17 октября 2024 года на сцене Государственного Кремлёвского Дворца, вызвав горячий отклик в сердцах благодарных зрителей.

Эсмеральда — Алина Каичева, Пьер Гренгуар — Егор Мотузов. Фото Андрея Степанова
Прежде чем рассказать о юбилейном спектакле «Эсмеральда», вспомним сценическую историю этого балета.
Эсмеральда в переводе означает изумруд. Балет «Эсмеральда», названный именем героини романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», по праву считается подлинным сокровищем хореографического искусства. Музыку к балету «Эсмеральда» в 1844 году написал композитор Цезарь Пуни (1802–1870), один из постоянных соавторов хореографа Жюля Перро (1810–1892), основоположника демократического направления в романтическом балете. В «Эсмеральде» Жюль Перро проявил себя не только как гениальный хореограф, но и как талантливый либреттист. Непрерывно развивающееся действие, напряженные жизненные ситуации, накал чувств, острота столкновений противоположных интересов, живописные портреты главных персонажей и выразительная народная толпа – всё это делало «Эсмеральду» подлинно новаторским балетом, далеко опередившим свое время.
Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» – многоплановое произведение. Жюль Перро поставил в центре балета образ девушки из народа, сироты, цыганки-плясуньи Эсмеральды, незаурядная натура которой раскрывается в ее отношениях с представителями различных социальных слоев общества: капитаном-аристократом Фебом де Шатопером, монахом Клодом Фролло, бедным поэтом Пьером Гренгуаром и отверженным звонарём-горбуном Квазимодо. Это позволяло Перро-гуманисту выразить в хореографических образах свою глубокую убеждённость в том, что талантливые люди, подлинные «аристократы духа» во все времена рождались и проявляли себе в народной среде, часто демонстрируя своё духовно-нравственное превосходство над выходцами из привилегированных слоев общества.

Эсмеральда — Алина Каичева, Квазимодо — Амир Салимов. Фото Андрея Степанова
На премьере в Лондоне 9 марта 1844 года партию Эсмеральды танцевала бывшая жена и неизменная муза Жюля Перро – Карлотта Гризи. Сам Жюль Перро исполнял роль поэта Пьера Гренгуара, вкладывая в неё автобиографические черты. Полюбивший Эсмеральду Грегуар навсегда остался преданным другом цыганки-плясуньи, несмотря на то, что её избранником стал Феб.
В 1848 году, начав свою службу в качестве танцовщика и главного балетмейстера в России, Жюль Перро перенёс «Эсмеральду» на петербургскую сцену. 21 декабря 1848 года на премьере в Петербурге роль Эсмеральды со свойственным ей драматизмом воплотила Фанни Эльслер. Два последующих театральных сезона Фанни Эльслер танцевала Эсмеральду не только в Петербурге, но и в Москве.
Жюль Перро работал в Петербурге в 1848–1859 гг. За это время быстро забытая в Западной Европе «Эсмеральда» нашла в России вторую родину, стала любимым балетом отечественных танцовщиц. Во второй половине ХIХ века образ прекрасной Эсмеральды обогащали своим талантом такие танцовщицы, как Н. Богданова, Е. Соколова, Е. Санковская, П. Лебедева. В ХХ веке вдохновенным исполнением партии Эсмеральды трогали сердца зрителей М. Кшесинская, Е. Смирнова, О. Спесивцева, Е. Гельцер, Т. Вечеслова.
В 1886 году, возобновляя балет «Эсмеральда», Мариус Петипа (1819–1910) сочинил на музыку Риккардо Дриго (1846–1930) па-де-сис Эсмеральды четырёх её цыганок-подруг и Гренгуара. Это новшество, включающее в себя адажио Эсмеральды и Гренгуара и скрипичную вариацию Эсмеральды, историки балета справедливо называют шедевром.
В 1935 году Агриппина Ваганова (1879–1951) осуществляя постановку балета «Эсмеральда» в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), сочинила балет в балете – дуэт античной богини Дианы и Актеона, исполняемый на празднике в замке герцогини Алоизы Гонделорье.
Хореографические новшества М. Петипа и А. Вагановой стилистически вписались в старинный шедевр Ц. Пуни – Ж. Перро и сохраняются в нем до сих пор.
Сделаем важное отступление. На протяжении ХХ века к роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» обращались и другие композиторы и хореографы. В 1902 году балет «Дочь Гудулы» на музыку А. Симона поставил в Москве, на сцене Большого театра хореограф А. Горский. В 1950 году хореограф В. Бурмейстер, написав новое либретто в соавторстве с В. Тихомировым, осуществил постановку балета «Эсмеральда» на сборную музыку Ц. Пуни, Р. Глиэра и С. Василенко на сцене Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где он идёт до сих пор. В балетах А. Горского и В. Бурмейстера нет Гренгуара, но появилась мать Эсмеральды – Гудула.

Эсмеральда — Алина Каичева, Клод Фролло — Максим Афанасьев. Фото Андрея Степанова
В 1965 году на сцене Парижской Оперы зрители впервые увидели балет «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в хореографии Р. Пети. Главным персонажем в этом балете стал Квазимодо, партию которого исполнил сам Р. Пети. В 1978 году этот балет был перенесён в Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова.
Однако эти постановки не смогли затмить немеркнущей магии старинного балета «Эсмеральда» Ц. Пуни. В течение всего ХХ века шедевр Пуни-Перро-Петипа с огромным успехом шёл на сцене 40 музыкальных театров, включая города России, Украины, Прибалтики, Закавказья и Средней Азии.
Начиная с 2006 года балет «Эсмеральда» на музыку Ц. Пуни и Р. Дриго украшает репертуар театра «Кремлёвский балет». Глубокую философско-поэтическую трактовку этого шедевра осуществил основатель театра «Кремлёвский балет» – Андрей Борисович Петров (1945–2023).
Андрею Петрову было присуще бережное отношение к традициям хореографического искусства и их стилистически тонкое обогащение. В полной мере это проявилось и в кремлёвской «Эсмеральде». При написании либретто А. Петров опирался на основные сюжетные линии сценария Ж. Перро, изображающего историю отношений Эсмеральды с четырьмя персонажами: Фебом, Фролло, Гренгуаром, Квазимодо. Образ поэта Пьера Гренгуара, которым так дорожил Жюль Перро, Андрей Петров сохранил. Одновременно с этим он углубил интерпретацию образа звоноря-горбуна Квазимодо. С этой целью А. Петров ввёл в кремлёвский балет «Эсмеральда» новые картины. В пятой и шестой картине – Квазимодо, пытаясь спасти Эсмеральду от казни, укрывает её на колокольне Собора Парижской Богоматери. В восьмой и девятой картинах – сбрасывает злодея Клода Фролло с крыши Собора и приносит в подземелье тело казнённой Эсмеральды.
В соответствии с романом В. Гюго и первоначальным замыслом Ж. Перро, А. Петров вернул балету трагический финал. Эсмеральда, обвинённая в убийстве Феба, в конце кремлёвского спектакля погибает на эшафоте.
В хореографическую драматургию кремлёвской «Эсмеральды» А. Петров органично вписал фрагменты хореографии Ж. Перро, М. Петипа и А. Вагановой. В канонах академического классического танца сочинил Гран па в доме герцогини Алоизы Гонделорье, в котором участвуют подруги её дочери, Флёр де Лис. Поставил танцевальные монологи Клода Фролло и Квазимодо, включив в них элементы свободной пластики и современной хореографии.

Эсмеральда — Алина Каичева, Пьер Гренгуар — Егор Мотузов. Фото Андрея Степанова
Изобретательный режиссёр, А. Петров мастерски показал многоликую, полную социальных контрастов жизнь средневекового Парижа конца ХV века. Пышно разодетые аристократы развлекаются в роскошных замках на балах и представлениях на античные сюжеты, а социальные низы, простые парижане скрашивают своё существование буйными плясками на площадях Парижа и в тавернах.
Замечательную музыкальную редакцию и яркую, выразительную оркестровку музыки Ц. Пуни и Р. Дриго осуществил композитор Владимир Качесов, он же написал новую музыку для упомянутых выше картин с участием Квазимодо.
17 октября 2024 года в кремлёвском спектакле в честь 180-летия балета «Эсмеральда» главные партии исполняли: Алина Каичева (Эсмеральда), Пьер Гренгуар (Егор Мотузов), Феб де Шатопер (Эдгар Егиазарян), Клод Фролло (Максим Афанасьев), Квазимодо (Амир Салимов).
По воспоминаниям современников, Эсмеральда Карлотты Гризи была обворожительной, грациозной, трогательной и беззащитной. Фанни Эльслер наделила цыганку Эсмеральду горделивой красотой, темпераментом, свободолюбием, независимостью. Алина Каичева в своей трактовке образа Эсмеральды сумела гармонично соединить оба начала: лирическое и драматическое. Очаровательная, артистичная, нежная, впечатлительная, Эсмеральда Алины Каичевой в решительные моменты своей жизни проявляет нравственное мужество, защищая свою честь и человеческое достоинство.
Вызывая у зрителей глубокую симпатию к своей героине, Алина Каичева от эпизода к эпизоду раскрывает богатый внутренний мир и замечательные человеческие качества обаятельной личности Эсмеральды. Добросердечная, чуткая и отзывчивая, Эсмеральда-Каичева спасает поэта Пьера Гренгуара-Мотузова от виселицы, соглашаясь стать его женой. Видя неприспособленность Гренгуара к жизни, Эсмеральда предлагает поэту стать её партнёром в танцевальных выступлениях, чтобы зарабатывать средства к существованию. Сочувствуя страданиям несчастного горбуна Квазимодо-Салимова, которого избивают солдаты ночного дозора, Эсмеральда-Каичевой просит отпустить его на свободу. Психологически тонко передаёт Амир Салимов чувства своего героя, Квазимодо, никогда не видевшего такого человечного, заботливого отношения к себе. Великодушие Эсмеральды-Каичесов, пробуждает в сердце Квазимодо-Салимова чувство благоговейной и преданной любви к прекрасной цыганке.

Эсмеральда — Алина Каичева, Феб — Эдгар Егиазарян. Фото Андрея Степанова
Проникновенным лиризмом и поэзией расцветающей любви наполнила Алина Каичева сцену первой встречи своей героини с капитаном королевских гвардейцев, Фебом де Шатопером-Егиазаряном. Восхищась поступком красавца-капитана Феба, спасшего Эсмеральду от похищения, впечатлительная цыганка видит в нём героя своей романтической мечты – благородного и верного спутника жизни. Покоренный красотой Эсмеральды, Феб дарит ей легкий белый шарф. Эсмеральда-Каичева рада подарку, но уклоняется от объятий и поцелуев капитана. Целомудренная и чистая, она ждёт от своего избранника взаимной, глубокой и преданной любви.
Красота Эсмеральды приковывает внимание не только аристократа Феба, но и монаха Собора Парижской Богоматери – Клода Фролло-Афанасьева. Однако в порочной душе этого ханжи, давшего обет безбрачия она вызывает не безгрешный эстетический восторг, а необузданную низменную страсть.
Исполнитель партии Клода Фролло, Максим Афанасьев с беспощадной откровенностью изобличает пороки своего персонажа: жестокость, подлость, коварство, мстительность. Преступления, совершаемые Клодом Фролло, заставляют зрителей содрогнуться от отвращения и ненависти к этому злодею.
Домогаясь любви Эсмеральды, Фролло-Афанасьев врывается в жилище цыганки. Эсмеральда-Каичева сначала напоминает монаху о его сане. А затем, показывая шарф с эмблемой капитана Феба, откровенно заявляет, что любит другого. Но Фролло-Афанасьев не желает считаться с чувствами Эсмеральды. Признание цыганки не усмиряют его страсть, а разжигает неистовую ревность и гнев. Фролло решает расправиться со счастливым соперником и сломить волю Эсмеральды. Уходя, он забирает кинжал Эсмеральды.
Горестные минуты пришлось пережить Эсмеральде и в доме герцогини Алоизы Гонделорье (Ксения Хабинец). Эсмеральду, четырёх её подруг-цыганок и Гренгуара пригласили развлекать гостей на помолвке дочери герцогини – Флёр де Лис (Анастасия Тетерина). Узнав в женихе Флёр де Лис капитана Феба, Эсмеральда порывается убежать. Гренгуар и цыганки просят её остаться. Эсмеральда вынуждена танцевать перед своей соперницей и любезничающим с ней Фебом.
С большим исполнительским и актёрским мастерством передаёт Алина Каичева в адажио с Гренгуаром и в скрипичной вариации переживания своей героини: растерянность, горечь разочарования, боль утраченных надежд, душевную муку и отчаяние. Вновь и вновь Гренгуар-Мотузов подаёт бубен печальной Эсмеральде-Каичевой, вновь и вновь, сочувствуя подруге, он бережно поддерживает её гибкий стан, поникший, словно сломанный стебелёк нежного цветка. Под щемящие, пронзительные звуки скрипки в отчаянном, быстром беге на пальцах Эсмеральда-Каичева несколько раз пересекает сцену, а в конце музыкальной фразы падает на колени, скорбно склонив голову и бессильной опустив руки… Вариация Эсмеральды-Каичевой в сцене помолвки – это танец, который позволяет видеть музыку сокровенных чувств её героини.

Эсмеральда — Алина Каичева, Феб — Эдгар Егиазарян. Фото Андрея Степанова
Неожиданно Флёр де Лис-Тетерина замечает на плечах Эсмеральды шарф, который в прологе балета она подарила Фебу. Обрушив на неверного жениха ревнивые упрёки, она лишается чувств. Эсмеральда и Гренгуар уходят. За ними убегает и Феб.
В таверне на окраине Парижа появляются Эсмеральда и Феб. За ними тайно следит обуреваемый ревностью и жаждой мести Клод Фролло. Эсмеральда-Каичева очаровывает Феба-Егиазаряна прелестной грацией своего танца. Феб клянется Эсмеральде в вечной любви. Надежда на счастливое будущее возрождается в душе доверчивой девушки. Когда Эсмеральда оказывается в объятиях Феба, Фролло вонзает в соперника кинжал, похищенный у Эсмеральды. Затем он зовет стражу и называет Эсмеральду убийцей капитана Феба.
Эсмеральду уводят в тюрьму. Суд приговаривает ни в чём неповинную цыганку к смертной казни. Вероломный Фролло является в тюремную темницу и предлагает Эсмеральде жизнь и свободу в обмен на её любовь. Но хрупкая Эсмеральда-Каичева проявляет твёрдую волю, защищая свою честь. Она отвергает омерзительные домогательства Фролло-Афанасьева, виновного в гибели её возлюбленного.
По дороге на казнь Эсмеральда видит Феба и Флёр де Лис, возвращающихся с венчания. В этой сцене Эдгар Егиазарян с потрясающей силой обнажает подлинную сущность своего персонажа. Ослепительный красавец-капитан оказался двуличным, малодушным человеком, не способным подняться над предрассудками сословной морали. Выздоровев после ранения, нанесённого ему Клодом Фролло, Феб мог доказать невиновность Эсмеральды, которой он клялся в вечной любви, и спасти ей жизнь. Однако, женившись на богатой аристократке Флёр де Лис, Феб предпочитает не афишировать подробности своих отношений с простолюдинкой. Он делает вид, что не знает Эсмеральду, и удаляется вместе с Флёр де Лис и гостями. Потрясенная двойным предательством Феба, Эсмеральда падает на руки палача, который несёт её на эшафот.
Справедливое возмездие вершит Квазимодо-Салимов. Он сбрасывает с крыши Собора Парижской Богоматери Клода Фролло-Афанасьева, преступления которого погубили Эсмеральду. Затем приносит тело казненной цыганки в подземелье Собора. Заключив в крепкие объятья Эсмеральду, любовь к которой была единственным смыслом его жизни, Квазимодо умирает.
Под величественные и скорбные звуки органа и детского хора с небес летит белый воздушный шарф – символ бессмертной любви, навеки соединившей души Эсмеральды и Квазимодо.
Пока нет комментариев