Международный конкурс вокалистов, носящий имя выдающегося азербайджанского певца Бюльбюля, проходящий в Баку с 1997 года с двухлетней периодичностью, уже заслужил солидную репутацию.

 

Безусловно, не просто инициатором, но и подлинной душой конкурса стал сын Бюльбюля – Полад Бюльбюль оглы. Человек-созидатель, много лет возглавлявший Азербайджанскую государственную филармонию, Министерство культуры Республики он всегда занимался и просветительством. А ныне, уже на дипломатической работе в качестве Чрезвычайного и полномочного посла Азербайджана в России всемерно способствует гуманитарной коммуникации людей нашей планеты. Так, в дирекцию IX -го конкурса 2024 года поступило более двухсот заявок из двадцати пяти стран. Цифры, впечатляющие сами по себе, особенно, если учесть обширную географию — не только ближнее зарубежье, но и, например, Венгрию, Израиль, Италию, Канаду, Македонию, Монголию, Нидерланды, Россию, Турцию, Южную Корею…

Сначала этот шквал заявок обрушился на непосредственных организаторов: директора конкурса Анну Селиванову и координатора Николая Рыбинского. Пришлось провести необходимый отбор, оставив сто сорок певцов. Теперь заработали шестеренки конкурсного механизма: переписка с участниками, их визовая поддержка и т.д. и т.п. В работу включилась ответственная за нотный материал Сабина Асадова, поскольку на ее плечи лег сбор партитур для участников, прошедших на третий тур. Им предстояло выступить в сопровождении оркестра. Параллельно шли переговоры с мэтрами, приглашаемыми в жюри конкурса. В состав арбитров от Азербайджана вошли народная артистка Республики, солистка Большого театра России Динара Алиева, народный артист СССР, ректор Азербайджанской Академии музыки, профессор Фархад Бадалбейли и народный артист Азербайджана, директор Азербайджанской государственной филармонии, профессор Мурад Адигёзал-заде. Россию представили заслуженная артистка России Марина Мещерякова, художественный руководитель Молодёжной оперной программы Большого театра России, заслуженный деятель искусств России, профессор Дмитрий Вдовин, народный артист Башкортостана, заслуженный артист России художественный руководитель Башкирского государственного театра оперы и балета Аскар Абдразаков. Народный артист, профессор Теймураз Гугушвили представил Грузию. Дирижер Микеланджело Мацца – Италию, а Германию — международный арт-директор, Президент Дрезденского оперного бала, художественный руководитель фонда «Сириус» – «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай. Теперь им предстояло проявить максимум внимания и терпения, чтобы выявить наиболее перспективных и талантливых соискателей конкурсных наград.

Ну и, наконец, настал черед активно подключиться к работе администратору конкурса Валерии Кисса, которая в составе московской группы тесно сотрудничала с азербайджанскими коллегами – Мовлюдом Оджаговым и Джавидом Газанпуром.

У памятника Бюльбюлю

Конкурс начался торжественно и по-деловому с возложения цветов к памятнику Бюльбюля. Отсюда члены жюри переместились в здание Азербайджанской государственной филармонии, славящейся своей акустикой.

Несмотря на довольно зрелый возраст, условия конкурса не застыли в неподвижности. В этот раз, конкурсантам несколько облегчили жизнь, предложив на первом туре исполнить лишь одну оперную арию любого стиля. Учредители конкурса исходили из того, что для высоких профессионалов этого достаточно, чтобы составить первое впечатление о вокалисте. Еще одним новшеством стала рекомендация членов жюри в на третьем туре исполнить лишь два из трех заявленных произведений с учетом максимальной выгодны вокалиста. Уже не говоря о том, что исходя из сложившихся реалий, инициатор и духовный наставник конкурса Полад Бюльбюль оглы даже увеличил премиальный фонд, объявив о непредусмотренной ранее IV-й денежной премии. Конкурсантов, приехавших без своих концертмейстеров, обеспечили высококлассными музыкантами, в число которых вошли азербайджанские и российские пианисты: Ребекка Магомедова, Даниил Кириллов, Юлия Керимова, Екатерина Кольцова, Сергей Чечетко.

Махир Таги-заде (Азербайджан)

Состав конкурсантов весьма порадовал. Многие обладают красивыми и сильными голосами, хорошо владеют школой и техникой. Сильные стороны Дамира Рахмонова (Узбекистан) – широкое дыхание, богатая динамическая палитра belcanto. Его соотечественник тенор Отабек Назиров обладает ровным насыщенным голосом, способным выразить не только лиризм, но и страстность Альфреда из оперы Верди. Отыскивая формулу успеха, Ксения Дементьева в арии Леди Макбет «Nel dì della vittoria…» пыталась изобразить чтение письма соединенными ладонями, а Кянану Рахман-заде (Азербайджан) для арии Лепорелло «Madamina, il catalogo è questo» и вовсе понадобилась записная книжка, что не прибавило голосу подвижности, а верхним нотам уверенности. Еще более склонный к театральности монгольский певец Mongolkhuu Byambajav, как заправский Дулькамара неожиданно извлек из кармана заветный пузырек с любовным элексиром и лукаво им потрясывл. Валентина Строганова (Россия) в арии Сервилии из одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова проявила музыкальность, осмысленность фразировки. Россиянка Оксана Шишенина насытила свою Линду ди Шамуни  («O luce di quest’anima») предельными колоратурами, демонстрируя хорошее владение ими, но и некоторую «кукольность» интерпретации. Бас-баритон Степан Волков (природа щедро одарила его всем комплексом, необходимым для успешной оперной карьеры) сумел голосом передать накал страстей, распиравших его Алеко. Как ни странно, но в отличие от него, многие молодые вокалисты предпочли создавать образы своих героев не строгими музыкально-вокальными средствами, а притянутыми «эффектными» приемами: приплясыванием у рояля, хлопаньем себя по ляжкам и т.п.

В первом туре выделились Хоролгарав Монхтувшин, Амарболд Цэнд-Аюш (Монголия), особенно тепло и наполненно звучащий тенор Аташ Караев (Азербайджан), виртуозно владеющие голосом сопрано Аида Габдулхакова, Ирина Большакова, Надежда Мейер (Россия). Канадка Клер Кулен – сложившаяся певица с огромным репертуаром — задорно и живописно разыграла целый спектакль в арии Кунигунды «Вестсайдской истории» Л. Бернтайна. Невозможно было не отреагировать на её высокое вокальное мастерство и обаяние. Привлекли внимание и казахские вокалисты.

Второй тур таил непростое испытание сорока трем конкурсантам, допущенным к этому этапу соревнования: они должны были исполнить арию из репертуара Бюльбюля. Практически все остановились на двух романсах: «Sənsiz» Узеира Гаджибекова и «Ölkəm» Асафа Зейналлы. И надо отдать должное, воспроизвести их сумели довольно точно даже те, кто незнаком с их языком и изысканным мелосом.

Третий тур предполагал выступление с Государственным симфоническим оркестром Азербайджана, который с недавнего времени возглавляет Фуад Ибрагимов. Оркестр и его руководитель, поочередно уступавший дирижерский пульт коллегам — внуку Бюльбюля, его полному тезке Муртузе Бюльбюлю, Эйюбу Кулиеву, Мустафе Мехмандарову, проделали огромную работу.

Полад Бюльбюль оглы (в центре) с дирижерами конкурса; слева направо: Мустафа Мехмандаров, Фуад Ибьрагимов, Эйюб Кулиев, Муртуза Бюльбюль.

Ограниченный в репетиционном времени, коллектив оркестровых музыкантов и дирижеров сумел с честью справиться с творческим вызовом. В группе дирижеров Муртуза Бюльбюль – самый молодой, однако и он продемонстрировал уверенное владение дирижерской техникой, а своим чутким отношением очень помог певцам.

До третьего тура дошли шестнадцать конкурсантов. Отабеку Наирову было нелегко перевоплотиться из образа «Духа плотского наслаждения» Герцога Мантуанского в романтического «юного поэта» Ленского. Достойный, хотя и весьма дерзкий замысел повернуться разными гранями дарования, удалось воплотить не вполне. Но конкурсный марафон таит свою интригу. Виолетта («Травиата») Клер Кулен несколько уступила Луизе («Луиза» Гюстава Шарпантье). Аташ Караев выбрал и вокально ровно исполнил полярно противоположные по стилистике арии Вертера и Кер-оглы» из одноименных опер Жюля Массне и Узеира Гаджибекова. Арии Джильды («Риголетто») и Людмилы («Руслан и Людмила») получились добротными у Лейлы Аламановой – обладательницы полетного голоса, не пасующей перед тесситурой и нюансировкой. Владение голосом и интонационное разнообразие продемонстрировал Алексей Юрковский, правда, обратившийся к «степенным» ариям Елецкого и Демона.

По результатам финального испытания лауреатами стали Аташ Караев (Азербайджан) и Степан Волков (Россия), удостоенные первой премии. Вторую премию поделили Максат Саматов и Лейла Аламанова (Казахстан). Третья премия досталась Ирине Большаковой и Юлии Ситниковой (Россия). Лауреатами IV-й премии стали Mоngolkhuu Byambajav (Монголия) и Самира Галимова (Россия). Аташ Караев назван «Лучшим тенором», а россиянин Алексей Юрковский отмечен за лучшее исполнение произведения из репертуара Бюльбюля. Приз «Надежда» достался Гюнель Шириновой (Казахстан). Высшую награду конкурса – Grand Prix завоевала канадская участница Клер Кулен.

Дипломанты конкурса: Махир Таги-заде (Азербайджан), Отабек Назиров (Узбекистан), Амарболд Цэнд-Аюш (Монголия), Полина Хафизова (Россия). Надежда Мейер (Россия).

Клер Кулен (Канада) Grand Prix

Продолжая традицию, награждение лауреатов и заключительный концерт конкурса вновь прошли в Шуше – городе Нагорного Карабаха, малой родине Бюльбюля у его дома-музея.

Помимо художественных открытий, конкурс ознаменовался очень теплой атмосферой и тесно сдружил молодых певцов. Это подтвердил финальный прием, перешагнувший формат официальной торжественности. Похоже чувства так переполняли лауреатов, что им хотелось петь снова и снова. «Застольную» Верди сменяли народные песни Азербайджана, Казахстана Узбекистана, России…  Эта жанровая картина оставила устойчиво-приятное послевкусие конкурса, ибо рождена безграничным ликованием молодости, таланта и дружбы служителей прекрасному. Теми, кто призван внести в мир гармонию и преобразовать его Красотой.

 

Фото автора