Два монографических концерта, составленных из произведений Людвига ван Бетховена, подарил маэстро Александр Рудин москвичам и гостям столицы
Выступление Российского национального оркестра в Концертном зале им. С. В. Рахманинова Филармонии 2 включало в себя увертюру «Кориолан», нечасто исполняемый Романс № 2 для скрипки с оркестром (солистка — концертмейстер Российского национального оркестра Татьяна Поршнева), 12 контрдансов для оркестра и знаменитую Третью симфонию венского классика.
Сочинения венского классика занимают особое место в творчестве коллектива: бетховенские программы РНО давно уже снискали признание меломанов из многих стран мира, как и осуществленные записи всех симфоний и фортепианных концертов композитора. В ноябре прошлого года свои интерпретации шедевров Бетховена впервые представил вместе с РНО на суд публике художественный руководитель и главный дирижёр оркестра Александр Рудин. Он отметил, что это его «первый совместный опыт с Бетховеном, но не последний, и достаточно убедительный».
Нежный, утонченный мягкий тембр скрипки Татьяны Поршневой изливался в пасторальных звуках Романса № 2 фа мажор. Деликатный аккомпанемент Российского национального оркестра порадовал прилежной игрой и умиротворением. Задала же патетический настрой программе вечера увертюра «Кориолан». Созданная в 1807 году под впечатлением одноименной трагедии австрийского драматурга Генриха Йозефа фон Коллина, энергичная оркестровая увертюра Бетховена поражает сквозным музыкальным развитием и масштабом мысли. Отчаянная напряженность музыки ярко выражена в характере этой увертюры. Александру Рудину удалось достичь величия и стремительности в интерпретации сочинения. Двенадцать оркестровых контрдансов редко можно услышать в концертных программах. Тем отраднее было включение маэстро Рудиным этих танцевальных миниатюр в бетховенский список сочинений московского концерта. Танцы Бетховена предназначались для увеселительных ноябрьских балов «Пенсионного общества венских артистов», с 1792 года проводившихся в Редутных залах дворца Хофбург в окрестностях Вены – столичной резиденции австрийских Габсбургов. Залы были открыты для представителей третьего сословия еще со времен правления императора Иосифа II, осуществлявшего в стране политику «социальной гармонии». Специально для «Пенсионного общества венских артистов» танцы сочиняли Йозеф Гайдн, Леопольд Кожелух, Карл Диттесдорф, Франц Ксавер Зюсмайер. Молодой Бетховен по прибытии в Вену отнесся к заказу со всей расчетливостью и вниманием. Его 12 контрдансов, немецкие танцы и менуэты исполнялись на балу в Редутных залах Хофбургского дворца осенью 1795 года. Предвосхищавшее Третью симфонию, исполнение сюиты Контрдансов было преподнесено Александром Рудиным весьма пикантно и изящно.
Этой же «Героической» симфонией Рудин открыл монографический вечер с Российским национальным оркестром в Большом зале консерватории. По словам немецкого дирижера, музыковеда и музыкального критика Пауля Беккера, в этой симфонии Бетховен воплотил вечные образы, символизирующие силу воли, величие смерти и творческую мощь. Композитор словно «творит свою поэму обо всем великом и героическом, что вообще может быть присуще человеку». Российский национальный оркестр порадовал многогранностью звучания и экспрессивным накалом. Тех же драматических коллизий и схваток с судьбой не удалось миновать музыкантам Российского национального оркестра и в знаменитой Пятой симфонии, ставшей финальным аккордом выступления.
Фото предоставлены пресс-службой РНО
Автор фото — Ирина Шымчак
Пока нет комментариев