(р. 1924)

 

Зизи ЖанмерРене Марсель Жанмер, известная публике как Зизи Жанмер… у нее много талантов – она была и певицей мюзик-холла, и драматической актрисой, и киноактрисой. Но в первую очередь она прославилась как балерина, чей сценический путь неразрывно связан с творчеством французского хореографа Ролана Пети.

Будущая балерина появилась на свет во французской столице. Там же – в Париже – обучалась она искусству танца, поступив в девятилетнем возрасте в балетную школу Парижской оперы. Одним из ее соучеников был Ролан Пети. После семи лет обучения они оба начали карьеру в кордебалете Парижской оперы. По прошествии четырех лет она участвовала в конкурсе на повышение, но потерпела неудачу, а оставаться в кордебалете не пожелала и предпочла покинуть театр.

Жанмер стала артисткой труппы «Балет Монте-Карло», но уже через год покинула ее, чтобы присоединиться к другой труппе – «Балету Елисейских полей», которую только что основал Ролан Пети, начавший карьеру хореографа. В составе этой труппы Жанмер выступала всего несколько месяцев, после чего возвратилась в «Балет Монте-Карло», однако в 1948 году балерина вновь начала сотрудничество с Роланом Пети. В тот год хореограф основал новую труппу – «Балет Парижа», и Зизи Жанмер стала в ней прима-балериной.

Поистине звездный час настал для балерины в 1949 году. Пети задумал поставить балет «Кармен» на музыку Жоржа Бизе, и Жанмер пожелала исполнить в нем заглавную партию. Балетмейстер полагал, что она не подходит для этой роли, но отказать ей напрямую не мог – он прекрасно знал характер артистки, которая была вполне способна покинуть труппу, если не будет удовлетворено ее желание, а терять такую прекрасную исполнительницу он не желал. И тогда хореограф постарался сделать так, чтобы Жанмер сама отказалась от этой роли. Пети заявил, что у Кармен в его балете будет короткая стрижка (а у Рене в то время были роскошные волосы), что героиня должна быть абсолютно лишена женственности – это будет почти андрогин, что Кармен будет выглядеть скорее как мальчишка, а не как прекрасная женщина, что ее сценические движения будут напоминать поведение клоуна… Казалось бы, любая артистка после таких аргументов должна была отказаться от вожделенной роли – но только не Жанмер!

И она исполнила роль Кармен. Балет, созданный Роланом Пети, хотя и основывался на музыке одноименной оперы, напоминал скорее о новелле Проспера Мериме – акцент в нем делался на неприглядных сторонах жизни, на фоне которых разворачивается драма героев. Кармен в исполнении Жанмер была не только страстной и притягательной – она казалась и взбалмошной, и лживой, и даже жестокой. Для балерины эта роль стала серьезным испытанием – перед спектаклем она так волновалась, что не могла выйти из-за кулис – балетмейстеру пришлось вытолкнуть ее на сцену.

Успех «Кармен» был поистине грандиозным: аплодисменты длились дольше, чем сам спектакль. В скором времени балет был представлен в Лондоне, после чего Жанмер получила приглашение в Голливуд. Балерина поставила условие: вместе с нею должна отправиться труппа Пети – и условие было принято. Балетный класс для их занятий был оборудован за самый короткий срок.

В 1952 году Жанмер исполнила одну из ролей в фильме-мюзикле Чарльза Видора «Ганс Христиан Андерсен». Продюсером был Сэмюэл Голдуин – именно он посоветовал артистке взять псевдоним Зизи – и впоследствии балерина была известна как Зизи Жанмер.

Вскоре после выхода фильма пути Жанмер и Пети разошлись из-за некоторых разногласий. Балерина отправилась в Нью-Йорк, где выступала на Бродвее в мюзикле «Девушка в розовых колготках». В 1954 году, помирившись с Пети, Зизи Жанмер стала его супругой. В следующем году у них родилась дочь Валентина.

По возвращении во Францию Пети применил приобретенный в Америке опыт, создав постановку «Зизи в мюзик-холле». В последующие годы хореограф создал новые балеты с участием Зизи Жанмер: «Сирано де Бержерак», «Фантастическая симфония» на музыку одноименного произведения Гектора Берлиоза, «Летучая мышь» на музыку Иоганна Штрауса, «Паризиана 25». Продолжалась и кинематографическая карьера Жанмер: в 1956 году она снялась в американском фильме «Что бы ни случилось» и во французской кинокартине «Сумасшедшие глубокие кресла», а в 1957 – во французском фильме «Очаровательные мальчики». В 1960 году английский режиссер Теренс Янг создал фильм-балет «Раз, два, три, четыре или Черные чулочки». В него вошло несколько балетов Ролана Пети – и Зизи Жанмер участвовала в его съемках.

В 1960-х годах Зизи Жанмер много гастролировала: США, ЮАР, Япония, Китай, Гонконг, Израиль, Филиппины, Греция. В 1966 году она снялась в фильме-балете «Юноша и смерть», партнером ее был Рудольф Нуреев. В последующие годы артистка нередко участвовала в различных телевизионных шоу – например, «Сегодня вечером в мюзик-холле». С 1972 года она выступала в новой труппе Пети – «Балет Марселя». В 1980 году она приняла участие в экранизации балета «Кармен», партнером ее был Михаил Барышников. В следующем года артистка вновь выступала на Бродвее. Американские впечатления Жанмер были отражены в шоу «Голливудский рай», представленном в 1984 году в Театре Елисейских полей.

В 1990 году Ролан Пети поставил «Спящую красавицу», Жанмер исполнила в этом спектакле партию Феи Карабос.

В начале 2000 годов балерина завершила сценическую карьеру.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.