В Казани завершился VII международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «Concordia»
В этом году один из стратегически важных фестивалей современной музыкальной жизни России был снова в центре внимания общественности. В семи концертах фестиваля наряду с художественным руководителем смотра Александром Сладковским приняли участие известные российские музыканты, среди которых – почетный гость «Concordia», альтист и дирижёр Юрий Башмет. Вместе с Государственным симфоническим оркестром Татарстана он представил мировую премьеру Концерта для альта с оркестром современного российского композитора Кузьмы Бодрова.
А открыл казанский смотр знаменитый польский композитор и дирижёр Кшиштоф Пендерецкий. Вместе с Госоркестром Татарстана польский маэстро представил казанские премьеры своих сочинений: Второй концерт для скрипки с оркестром «Метаморфозы» (солистка – Е-Юн Чой, Корея) и Четвертую, «Парижскую», симфонию.
За семь лет существования фестиваль «Concordia» пережил настоящий ренессанс современной музыки. Казанская публика стала свидетелем ярких концертных премьер, многочисленных встреч с уникальными музыкантами: композиторами, дирижёрами и исполнителями.
Первый из фестивалей был приурочен к 80-летнему юбилею Губайдулиной. Ее сочинения каждый год звучат в рамках фестивальной программы. В этот раз художественный руководитель фестиваля Александр Сладковский продирижировал «Поэму-сказку» и познакомил слушателей с одним из поздних апокалиптических творений Губайдулиной «Всадник на белом коне» для большого оркестра и органа. Сама София Асгатовна потрясена проведением такого уникального в своем роде праздника музыки в дорогом ее сердцу городе.
София Губайдулина: «Сейчас мы переживаем время, благоприятное только для искусства развлечения. Второй же вид искусства претерпевает громадные трудности, если не сказать агрессивное отрицание. С этой точки зрения ваше стремление поддержать именно современное искусство и дать этому проекту название Concordia, то есть, согласие, примирение – это очень важный, хотя и непростой шаг в защиту обоих видов духовной активности. Я уверена, что аудитория Казани очень отзывчива к тому, что чувствуют и предлагают сегодня современные художники. Для меня этот фестиваль – событие. Это большая надежда».
Программа заключительного концерта «Concordia» была посвящена музыке Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке, близких и очень важных людей в творческой среде Софии Губайдулиной.
Сольную партию в Первом виолончельном концерте Альфреда Шнитке проникновенно исполнил замечательный музыкант Александр Князев, поразивший публику своим философским прочтением гениальной партитуры. Иногда эту музыку называют еще чёрно-белой. Мрачный колорит сочинения с его хоральной фактурой развития, экспрессией первой части и трагической обречённостью финала, еще больше усиливает тонус напряжения. Финал концерта – это луч надежды, подарок судьбы, своего рода воскрешение после смерти. Шнитке, перенёсший свой первый инсульт, так и говорил, что эта музыка пришла к нему из высших сфер.
Первый концерт для виолончели Альфред Шнитке посвятил в 1986 году Наталии Гутман, неоднократно исполнявшей это сочинение. Для Александра Князева это второе в его жизни обращение к трагической партитуре композитора. Исполнение столь масштабного полотна с казанским оркестром и Александром Сладковским артист считает заветным подарком судьбы.
Александр Князев: «Меня очаровывает красота этой музыки. Концерт сложный во всех отношениях, и технически в том числе, поэтому его крайне редко можно услышать сегодня. Я рад, что снова обращаюсь к этой удивительной партитуре».
Безупречный контакт Александра Князева с татарстанским оркестром сложился более чем удачно, музыканты чутко и органично реагировали на эмоциональную игру солиста. Александр Сладковский также остро прочувствовал нерв музыки Шнитке, поразив своим глубоким проникновением в проблематику сочинения.
Программу вечера завершила Двенадцатая симфония «1917 год» Дмитрия Шостаковича (посвященная В.И.Ленину). Александр Сладковский вместе с Госоркестром Татарстана приурочили исполнение масштабной партитуры к 100-летию Октябрьской революции.
Произведение поражает своим эпическим размахом. Каждая из частей цикла имеет свои названия: стремительному натиску первой части «Революционный Петроград» противостоит лирико-медитативная по своему складу вторая – «Разлив», сменяемая мятежным хаосом «Авроры» и победным апофеозом плакатного финала «Заря человечества».
Интерпретация Двенадцатой симфонии оказалась очень пронзительной и одухотворённой. Это было особенно заметно в импульсивной игре оркестра с его плотной фактурой и высоким градусом звучания. При внешней сдержанности и скупости дирижёрского жеста Александр Сладковский неустанно поддерживал в артистах оркестра воспламененный им огонь исполнительского энтузиазма.
Александр Сладковский: «Вся программа действительно совпала в точке одного золотого сечения. Двенадцатая симфония Шостаковича никогда еще не звучала здесь в новейшей истории жизни оркестра. А вообще идея данной программы пришла мне в голову в связи с тем, что Александр Князев – мой добрый друг, фантастический уникальный музыкант, предложил мне сыграть Концерт Шнитке. Я очень рад, что нам вместе это наконец-то удалось осуществить. Это действительно невероятно сложная по своему музыкальному языку и мрачному стилю партитура, сотканная из противоречий жизни, которые все время окружали Альфреда Шнитке. Мне кажется, что обе партитуры, несмотря на присущий им трагизм и импульсивность, очень светлые. Во всяком случае, я нахожу в них такое ощущение благости и настоящего катарсиса. Я доволен, что фестиваль «Concordia» каждый год пополняется не только новыми премьерами, но и обрастает поклонниками современной музыки. Отрадно видеть в зале свежие лица, особенно молодёжь. На наших концертах бывает немало людей, которые приходят специально слушать эту музыку. Я убеждён в том, что мы с нашим оркестром предлагаем публике такие серьёзные программы и желаю фестивалю дальнейшего процветания и светлого будущего».
Среди ближайших выступлений Госоркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского – участие в новом абонементе Московской филармонии «Мама, я меломан» и гала-концерте «Звёзды XXI века». 24 и 25 ноября вместе с казанским коллективом на сцене Концертного зала имени Чайковского выступят Николай Луганский, Павел Милюков, Филипп Копачевский и Александр Рамм.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев