В Культурном центре ЗИЛ показали сольный спектакль костромской компании «Диалог Данс» the_Marusya в постановке Александра Андрияшкина

 

Мария СокольниковаНа самом деле, в спектакле не заняты артисты компании «Диалог Данс», как, впрочем, и  какие-либо другие профессиональные артисты. the_Marusya – это часовое соло Марии Сокольниковой, пиар-менеджера арт-площадки СТАНЦИЯ в Костроме. Но в поставленном для неё спектакле Мария не «пиарит» ни театр, где работает, ни пространство, где проходят мероприятия компании «Диалог Данс», ни свой город Кострому, который обожает… Нет – она пытается объяснить себе, а заодно и зрителю, почему несколько лет назад она по объявлению пришла заниматься современным танцем, «срослась» с ним и стала незаменимым членом команды его адептов. И, незаметно для неё самой, соло Марии Сокольниковой – Маруси – переросло в правдивый рассказ о современном танце, о его блестящей и интеллектуальной поверхности и шершавой и потогонной, но по-своему забавной изнанке.

Несколько слов о том, что такое СТАНЦИЯ. Трудно себе представить Москву без очагов современного искусства, таких как «Гараж», «Винзавод», ММОМА, ГЦСИ, Театр Наций, Гоголь-центр. В 2009 нечто подобное было создано в крошечной Костроме, целиком на частной основе, без поддержки государства. В историческом центре города в здании бывших Льняных мануфактур танцевальная компания «Диалог Данс», в лице своего директора Евгения Кулагина и худрука Ивана Естегнеева, открыла новое пространство с двумя залами – театральным и выставочным. В театральном, так называемом black box, проходят премьеры компании «Диалог Данс», гастроли других танцтеатров, а также единственный в России Международный фестиваль дуэтов современного танца «Диверсия» (очередной фест состоится 16-20 сентября 2016 года). В галерее, устроенной, естественно, как лондонский мини-white cube, поселилось современное искусство – с акцентом на фотовыставки. Ещё на СТАНЦИИ показывают артхаусное кино, проводят концерты, там занимаются группы contemporary dance, в одну из которых и записалась Мария Сокольникова, будущая распорядительница этого уникального пространства и исполнительница спектакля the_Marusya.

МарусяМосковская премьера the_Marusya проходила в Культурном центре ЗИЛ в зале-конструкторе, одном из модных ныне столичных блэк-боксов, рассчитанном на 120 мест. Мария сначала появилась на сцене в образе строгого пресс-секретаря и менторским тоном попросила поднять руки тех зрителей, которые взяли в холле бесплатную программку и прочитали её. Когда оказалось, что таких немного, она, тихо кинув в сторону: «Твари», щелчком приказала невидимому осветителю включить свет, раздала эти программки и ждала минуту, пока написанный ею текст будут прочитан до конца. Потом свет погас, она ушла и вернулась в репетиционной «прозодежде». Входящий луч осветил сидящую на полу фигуру, неумело изображающую ногами прописную «м». Так Маруся начала рассказывать о своей первой встрече с современным танцем.

Она поведала, что у неё до встречи с Женей и Ваней (руководителями «Диалог Данс») была неплохая работа – возить раз в неделю туристов из Москвы в Кострому, которая предполагала некое количество свободного времени. И вместо того чтобы пойти вместе с другими дамами за тридцать «открывать чакры», Маруся пришла на СТАНЦИЮ, где харизматичного вида молодой человек упал перед ней на пол ничком, показал пару движений и сказал, что ей точно сюда. Ей, мол, подойдут занятия контактной импровизацией. Девушке не понравилась идея с импровизацией, но импонировало внимание молодого человека, который ради неё одной рухнул на пол. И она стала заниматься танцем, а потом её уговорили «пересесть» в кресло менеджера площадки и компании. За уродливо показанную букву «м» Маруся насмешливо извинилась, объясняя тем самым, почему она не будет показывать зрителям сейчас перформанс современного танца, но лучше расскажет о тайнах его создания в недрах театра.

Голос из динамика попросил Марию рассказать, как компания «Диалог Данс» была номинирована на «Золотую маску» и в итоге получила её. Чтобы привезти спектакль и артистов в Москву нужны были 20 тысяч, а взять их было негде. Городские власти отказали, толком не понимая, что такое «Золотая маска», так как в старинном городе ни один театральный коллектив ещё не получал подобных премий. Деньги дали частные спонсоры, показ в Москве состоялся, а Маруся тем временем занималась в Костроме организацией ответственного концерта на СТАНЦИИ. Полученная в ночи эсэмэска со словами «маска наша» застала её за работой. Мария не помнит, что она почувствовала в тот момент, но некоторое время спустя воспоминание это прочно связалось у неё с песней Хоронько-оркестра «Танец». Она распустила волосы и стала кружиться, а из динамика неслось нечто программное:

Ты умоляла придумать танец,

Чтобы его вместе мы танцевали,

Я по дороге пошёл, ничего там не нашёл –

Показал, что было!

Ты его разучила, я его разучил!

Ты его полюбила, я его полюбил!

Танцевали мы с тобою новый танец этот

Над рекою, под горою посредине лета.

Ночь была, и целовались соловьи,

Танцев много, только этот – о любви!

Прошло ещё немного времени – по сюжету спектакля Андрияшкина – и Ваня предложил Марусе поставить для неё шуточный спектакль, чтобы были настоящие репетиции и, если получится интересно, то и настоящая премьера. Ваня очень дорожил своим бесценным пиар-менеджером, и он подумал, что такой комплимент с его стороны ещё больше сплотит команду СТАНЦИИ. Маруся, выйдя на репетиции, ни на минуту не забывала о своей роли пиарщика и летописца компании, поэтому торжественно сообщила собравшимся в зале фанам contemporary, что в восьмидесяти пяти процентах спектаклей современного танца на сцене присутствует стул. И они с Иваном решили не нарушать традицию и придумали соло Маруси аж с двумя стульями – чёрным и белым. Маруся станцевала дуэты с каждым стулом по отдельности. Потом она снова отвлеклась на лирику – вспомнила, как спасла овцу, которая будет участвовать в её сегодняшнем перформансе.

МарусяВот краткая история овцы. Постановщику первого спектакля для «Диалог Данс» на СТАНЦИИ была нужна живая овца, но бюджет не позволял её приобрести. А режиссёр  бился в истерике. Тогда Женя погуглил в интернете и нашёл способ изготовления овцы из папье-маше своими руками. Овцу – в натуральную величину – изготовили, она приняла участие в том спектакле и потом долго мешалась под ногами в офисе. Бумажную овцу чуть было не выбросили, но Маруся вступилась за неё, не дала погибнуть ностальгическому реквизиту. А так как спектакль the_Marusya обещал походить на вечер воспоминаний, овца тоже должна была в нём присутствовать.

После ноу-хау со стульями начали подбирать музыку. Маруся снова включила в себе пиарщика и сообщила официальным тоном, что большая часть спектаклей современного танца ставят на очень грустную, даже тоскливую музыку. Решили не нарушать традиций…

Дальше Мария поведала об особом виде страха, который испытывает человек, впервые стоящий на сцене: он сродни страху перед экзаменом, только ещё больше, и имеет свойство усиливаться. Страх публичного ответа на неожиданный вопрос.

МарусяКогда хореограф и «артистка на час» устали следовать традиции, они приняли решение её сломать, но ничего не придумалось – и на помощь снова пришли стулья, переставленные в другой угол сцены, и эффектные дуэты Маруси с ними, но в другом ракурсе, плюс на один из стульев взгромоздилась овца. Спектакль готов, осталось дать концептуальное название и написать пресс-релиз. Снова выручила статистика: перформансы современного танца обычно затрагивают глубокие философские проблемы, заставляют человека задуматься о его месте в этом мире и т. д., и т. п. Как там у Басё? «Маленькая белая овца…» Или лучше у Виктора Цоя: «Но всё, что мне нужно – / Это несколько слов / И место для шага вперёд». Мария Сокольникова сделала это, преодолела страх, вышла на сцену, выдержала спектакль, разобралась, что её выбор «по направлению к современному танцу» был правильным.

И в заключение… Мы редко смеёмся на спектаклях современного танца, потому что перформеры не готовы дать нам повод посмеяться над собой. «Диалог Данс» – один из лучших коллективов современного танца в России, поэтому они не боятся смеяться и смешить.

 

Фото Анастасии Соболевой