«Мне надоели твои капризы!» – такую фразу хотя бы раз слышал любой ребенок от матери или отца. Употребляя это слово, родители зачастую не задумываются, что оно состоит в самом непосредственном родстве с музыкальными терминами каприс и каприччио. Все эти слова восходят к итальянскому «capra», что означает – «коза»… какое же отношение имеет это животное к музыке? Дело в том, что люди часто приписывают «братьям нашим меньшим» человеческие качества – в частности, коза считается животным своенравным, и именно эту «козью» черту характера подчеркивает слово «каприз» в значении «прихоть». Капризным называют человека, который не хочет подчиняться установленным требованиям и правилам поведения – а композитор пишет каприс (каприччио), когда не хочет подчиняться строгим канонам музыкальной формы. Разумеется, музыкальный термин – в отличие от бытового слова – не несет в себе никакого негативного, осуждающего оттенка, обозначая свободный полет творческой фантазии.

Свобода музыкальной мысли, предполагаемая сущностью каприса, настолько велика, что музыканты не сразу смогли дать этому термину точное определение – хотя употреблять его начали в XVI столетии. И, разумеется, значение этого слова менялось по мере исторического развития искусства. Первоначально каприсом или каприччио называли вокальное многоголосное произведение, близкое к мадригалу, затем стали именовать инструментальную полифоническую пьесу, как правило, имитационного склада, но не имеющую таких строгих канонов, как фуга (применительно к этой эпохе весьма сложно провести четкую грань между каприсом и другими подобными жанрами – например, фантазией). Определение каприччо впервые сформулировал в начале XVII столетия немецкий композитор, теоретик и органист Михаэль Преториус: по его утверждению, каприс – это свободно импровизируемая фантазия, не связанная какой-либо схемой тематического развития. Этому определению соответствуют «Двенадцать каприччи» итальянского композитора Джироламо Фрескобальди – двенадцать виртуозных органных пьес полифонического склада, от исполнителей которых автор требовал «огня».

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти