(1681–1767)
Ныне имя и творчество Георга Филиппа Телемана, немецкого композитора эпохи барокко, в меньшей степени знакомо широкой публике, чем Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха. Между тем, современники ставили его вровень с Генделем, а Баха даже не сравнивали с ним, но мы можем усмотреть нечто общее между этими композиторами. Подобно Баху, Телеман проявил свой талант во всех жанрах, существовавших в то время (но, в отличие от Баха, он не обошел вниманием оперу).
Георг Филипп Телеман появился на свет в Магдебурге, в уважаемом семействе. Его дед и отец были священниками, несколько поколений предков имели университетское образование. Музыканты в семье тоже были – дядя и двоюродный брат по материнской линии (первый из них был кантором, второй – органистом). Как утверждал Телеман, его мать тоже обладала музыкальными способностями – тем не менее, она не желала видеть сына музыкантом (отец Георга умер, когда мальчику было четыре года), поэтому систематического музыкального образования он не получил, зато имел образование классическое. В школе при соборе он изучал древние языки, диалектику, риторику, немецкую поэзию. Наряду с латынью и греческим языком Телеман в юности прекрасно освоил французский – настолько, что мог сочинять на нем стихи (равно как и на латыни, и на родном немецком).
Несмотря на недовольство матери, он самостоятельно освоил несколько музыкальных инструментов – флейту, клавесин, цитру, скрипку, изучил нотную грамоту, а у Бенедикта Кристиани (церковного кантора) обучался пению. Под его руководством Телеман создал свои первые сочинения – мотеты, инструментальные пьесы, арии, а в двенадцатилетнем возрасте попробовал перо в оперном жанре, создав оперу «Сигизмунд».
Мать была настроена столь решительно, что наложила строгий запрет на музыкальные занятия и даже забрала у него инструменты, но мальчик продолжал заниматься тайком, беря инструменты у знакомых. По настоянию матери он отправился учиться в Целлерфельд. Историк, математик и писатель Каспар Кальвер, у которого он обучался гуманитарным наукам, приветствовал его занятия музыкой и даже помог ему в освоении теории. В 1697 г. он продолжил учение в Хильдесхайме у Иоганна Кристофа Лозиуса. Совершенствуясь в клавирной и скрипичной игре, он осваивал орган, тромбон, виолу да гамба. В те годы Телеман создавал кантаты, которые звучали в монастыре св. Годхарда. Посещая Ганновер с его прекрасными оперными театрами, он знакомился с итальянским вокальным стилем.
В 1701 г. Телеман ненадолго вернулся в родной Магдебург, а затем поступил в университет – на этом настояла мать, но он выбрал Лейпциг – важный центр музыкальной жизни. По пути туда он познакомился и подружился с Генделем. Судьбоносное событие произошло в пору его учения в Лейпциге: в церкви св. Фомы (той самой, в которой двадцать лет спустя стал кантором Бах) прозвучал один из псалмов Телемана, и произведение так понравилось бургомистру, что тот предложил композитору договор на создание двух кантат ежегодно. Это окончательно убедило Георга Филиппа в том, что композиторская деятельность – это его судьба. В университете он организовал студенческий оркестр (позднее, в 1729 г., его возглавил Бах).
В 1705 г. Телеман принял приглашение графа Промница и стал при дворе этого аристократа в Зорау капельмейстером. Соответственно музыкальным предпочтениям господина, он создавал музыку во французском духе. Следующим его работодателем стал в 1708 г. князь Саксен-Эйзенахский. В пору службы при его дворе Телеман написал немало церковных кантат, концертов, сонат. Однако жизнь при княжеском дворе тяготила его: придворные не проявляли к музыке большого интереса, а впасть в немилость было легко. Это побудило его озаботиться поисками другого места службы, и в 1712 г. он получил во Франкфурте-на-Майне должность городского музыкального директора. Проживая и работая во Франкфурте, он несколько лет сотрудничал с Гамбургом (например, там состоялась премьера его оперы «Терпеливый Сократ»), а в 1721 г. стал в этом городе музыкальным директором нескольких храмов и кантором гимназии. Гамбургский период стал для Телемана особенно продуктивным: каждую неделю он создавал две кантаты, а каждый год – пассионы. Еженедельно он организовывал концерты – поначалу они устраивались в зале гостиницы, а в 1761 г. был открыт концертный зал (первый в Германии). С 1722 г. он возглавлял Гамбургскую оперу, где ставились в том числе и его собственные оперы, однако в 1738 г. труппа прекратила существование из-за низкой посещаемости спектаклей.
С 1725 г. Телеман в течение пятнадцати лет занимался изданием своих сочинений, самостоятельно гравируя пластины, но это не отнимало много времени от дальнейшего творчества. Однако после 1740 г. его творческая активность стала спадать, хотя он продолжал исполнять обязанности по должности. К тому времени он был автором множества произведений в различных жанрах. Великолепно ориентируясь в полифонической технике, он не избегал нового для своей эпохи гомофонного склада. Популярности творений Телемана в немалой степени способствовало то, что он никогда не делал их слишком сложными для исполнения.
Композитор ушел из жизни в 1767 г. Музыка Телемана, широко известная по всей Европе при его жизни, была предана забвению в XIX столетии. Интерес к его творчеству возродился во второй половине ХХ века.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев