Ценчич

Фото Иры Полярной/Опера Априори

Один из ведущих контратеноров и меццо-сопранистов современности Макс Эмануэль Ценчич дал сольный концерт 1 июня 2016 года в Большом зале Московской консерватории. Концерт состоялся в рамках мирового турне (Берн, Венеция, Лион, Лондон, Мюнхен, Нью-Йорк, Париж, Севилья, Стамбул, Турин) в поддержку альбома певца Arie Napoletane («Неаполитанские арии» – не путать с неаполитанскими песнями), выпущенного недавно фирмой Decca.

Макс Эма?нуэль Це?нчич родился 21 сентября 1976 года в столице Хорватии Загребе. С 1987 по 1992 гг. пел в составе Венского хора мальчиков. После возрастной мутации голоса до 1997 года сохранил сопрановую тесситуру и продолжал выступать как певец-сопранист. В течение трёх лет перестраивал голос в меццо-сопрановую тесситуру, в которой выступает и сегодня.

Ценчич появился на московской сцене, когда контратеноры уже не воспринимались как некая экзотика или шутка природы, каковой у нас считался первый, ещё советский, контратенор Эрик Курмангалиев. В России к этому времени появились и стали востребованы (правда, чаще за рубежом) весьма интересные отечественные певцы: Вячеслав Каган-Палей, Олег Рябец, Василий Хорошев. Правда, репертуар у них не столь раритетен, как у Ценчича, да и в России они давно не поют (воистину, нет пророка в своём отечестве… Но сейчас восходит звезда великолепного контратенора Дмитрия Синьковского!).

Появление в Москве зарубежного контратенора всегда вызывало повышенный интерес. Ценчич гастролировал в Москве в четвёртый раз, и каждый раз его программы представляют москвичам раритеты. Его первый сольный концерт (барочные арии) состоялся 4 декабря 2013 года в Московском международном Доме музыки в сопровождении камерного оркестра «Виртуозы Москвы» п/у Владимира Спивакова. Дважды участвовал он в концертных исполнениях опер в Концертном зале им. Чайковского: «Александр» Георга Фридриха Генделя (15.09.2014) и «Сирой» Иоганна Адольфа Хассе (17.10.2015) с оркестром Armonia Atenea п/у Георгия Петру. Обе эти оперы были практически незнакомы нашим слушателям.

Из предыдущих выступлений Ценчича в Москве наиболее интересной была партия Александра в опере Генделя. Во втором сольном концерте Ценчич и оркестр исполнили ещё более редкие сочинения, чем в первом.

Нынешний концерт контратенора закрывал Международный фестиваль вокальной музыки «Опера априори». Его партнёром на сцене стал Московский камерный оркестр Musica Viva, которым управлял Максим Емельянычев (художественный руководитель и главный дирижёр Александр Рудин).

Сама по себе программа настолько уникальна, что её стоит привести полностью.

 

Первое отделение:

Доменико СКАРЛАТТИ – Симфония до минор

Николо Антонио ПОРПОРА – ария Quel vasto, quel fiero из оперы «Полифем»

Леонардо ВИНЧИ – ария Che sia la gelosia из оперы «Катон в Утике»

Иоганн Адольф ХАССЕ – адажио и фуга соль минор

Николо Антонио ПОРПОРА – ария Torbido intorno al core из оперы «Мерида из
Селиунта»

Леонардо ВИНЧИ – ария In questa mia tempesta из оперы «Гераклия»
Второе отделение:

Николо Антонио ПОРПОРА – Королевская увертюра ре мажор

Алессандро СКАРЛАТТИ – ария Tutto appoggio il mio disegno из оперы «Камбиз»

Леонардо ЛЕО – ария No, non vedete mai из оперы «Сифаче»

Доменико АУЛЕТТА – Концерт для клавесина с оркестром ре мажор

Николо Антонио ПОРПОРА – ария Agitata e l’alma mia из оперы «Покинутая Дидона»,

ария Qual turbine che scende из оперы «Германик в Германии»

Бисы:

Иоганн Адольф ХАССЕ – ария Si, di ferri mi cingete из оперы «Ирена»,

ария Vo, disperato a morte из оперы «Тит Веспасиан».

 

Ценчич

Фото Иры Полярной/Опера Априори

Ценчич, безусловно, выдающийся мастер – он представил программу высочайшего уровня трудности! Очень многое в рецензируемом концерте получилось великолепно, но, к сожалению, не всё. Любого исполнителя надо мерить аршином его собственного калибра, а калибр аршина Ценчича весьма велик, что стало ясно из трёх предыдущих его выступлений в Москве. В четвёртом концерте он, увы, не всегда дотягивал до собственного уровня.

Первое замечание – общего характера. По непонятой причине голос Ценчича прозвучал наименее ярко именно в Большом зале консерватории. Хотя, казалось бы, из всех трёх мест его выступлений в Москве именно здесь наилучшая акустика. Причина, вероятно, в максимальной технической сложности выбранной программы. В нескольких ариях она требовала предельной подвижности вокального аппарата, мгновенного перехода из регистра в регистр. Не всё из этого нашлось в арсенале певца в полной мере.

Лучше всего удались ему в этой программе неторопливые кантиленные арии: из опер «Катон в Утике», «Мерида из Селиунта» и «Сифаче». В них голос Ценчича звучал наиболее полно и красиво; в них он полностью отдавался во власть музыки.

В быстрых же ариях основной части программы певец местами проглатывал окончания фраз, смазывал колоратуры и рулады в верхнем регистре. Возникало ощущение, что он бережёт голос.

Зато в двух бисах из опер Хассе Ценчич развернулся в полной мере. Голос обрёл свободу и полноту силы, а виртуозные пассажи и великолепные колоратуры прозвучали безупречно. Здесь Ценчич вышел на свой настоящий, высший уровень. Это его выступление, безусловно, запомнится нам именно блистательными бисами, а не какими-то шероховатостями основной программы.

Емельянычев

Фото Иры Полярной/Опера Априори

Не только именитый певец стал героем этой программы, но и Московский камерный оркестр Musica Viva с дирижёром Максимом Емельянычевым. Этот коллектив ни в чём не уступал ансамблю Armonia Atenea, который играл оперы в Концертном зале им. Чайковского (а с моей точки зрения, в точности и стильности звучания превосходящий его). Не забудем при этом, что музыка, звучавшая в концерте, была для Musica Viva совершенно незнакомой.

Кроме аккомпанемента, оркестр исполнил несколько собственных номеров, из которых хочется особо отметить российскую премьеру Концерта для клавесина с оркестром Доменико Аулетты, в котором блистательно солировал, управляя при этом оркестром, Максим Емельянычев.

В последнее время оркестр Musica Viva, которым руководит Александр Рудин, стабильно показывает высочайший уровень общей музыкальной и аккомпанементной культуры. При этом важно, что оркестр играет равно хорошо как со своим руководителем, так и с приглашёнными дирижёрами.

Концерт Макса Эмануэля Ценчича, вне зависимости от высказанных критических замечаний, запомнится как одно из ярчайших событий столичного концертного сезона 2015/2016 гг.