Da 5 Bloods (L To R) Director Spike Lee, Isiah Whitlock Jr. As Melvin, Delroy Lindo As Paul, Jonathan Majors As David, Clarke Peters As Otis And Norm Lewis As Eddie Of Da 5 Bloods Cr. David Lee/Netflix © 2020

На платформе Netflix стал доступен новый фильм Спайка Ли «Пятеро одной крови». В своей первой работе после оскароносного «Черного клановца», режиссер рассказывает историю 4 чернокожих ветеранов Вьетнама. На полях сражений они потеряли товарища, и теперь, много лет спустя, решают вернуться в страну, чтобы разыскать и достойно захоронить его останки. Кроме того, где-то поблизости с останками, находится клад – слитки золота, которые друзья надеются найти и тут же продать.

Таким образом, Спайк Ли подает нам приключенческий сюжет с моралите: суть любой войны — это деньги, а также: золото субстанциальней крови. Кроме этого, действо привычно для режиссера открывается документальными кадрами, отображающими политическую повестку: речами Мартина Лютера Кинга и Малькома Экса, хроникой реальных войн, критикой отношения американских властей к чернокожим солдатам.

Тут нельзя не склонить головы перед режиссером и не признать, что тот оказался в авангарде современности, а его фильм пришелся на настоящую злобу дня. «Пятеро одной крови» при этом не стремятся кого-то огульно обвинить, напротив, фильм скорее показывает, как междоусобица вредит чернокожему сообществу, и призывает обратить внимание на иные ценности, кроме материальных.

Здесь, впрочем, возникает вопрос о том, на какую аудиторию рассчитан фильм. При двух с половиной часовом хронометраже, он не располагает слишком то динамичным сюжетом, а сам «месседж», если бы не прямолинейные неигровые импликации, не считывается, будучи замазанным регистрами развлекательного кино.

Временами кажется, что режиссер ставил себе цель не перемудрить: работа камеры выглядит так же топорно, как звучит саундтрек фильма – однообразные вариации на тему героических лейтмотивов. Достаточно дешевые спецэффекты также не убеждают. При этом, сюжет фильма, с его периодическими флеш-беками оказывается слишком предсказуемым, так как его развитие обусловлено жанровыми штампами.

Уже в самом начале очередной сцены, становится ясно, какой эффект с ее помощью пытается произвести автор. Отсюда отсутствие аффектов – фильм смотрится ровно, не сказать рутинно, несмотря на якобы драматическую подоплеку.

Вместо того, чтобы рисовать картину широкими мазками, режиссер разменивается на мелочи, уделяя внимания деталям, утяжеляющим и размазывающим сюжетную конструкцию. Поэтому достаточно нелепыми выглядят прямые реминисценции к «Апокалипсису сегодня», особенно учитывая отсутствие в фильме ярко-выраженного режиссерского почерка.

Из каких-то технических примочек, можно вспомнить, пожалуй, игру в расширение и сужение (флэшбэки были сняты на 16-миллиметровую пленку) экрана. Однако этого явно недостаточно, чтобы оправдать 2,5 часа экранного времени, на протяжении которых фильм больше клонится к самопародии, чем к жанру задорной фантазийной зарисовки на тему комплексов реальности, каковой был тот же «Черный клановец».

В отличие от этого фильма, в этом Спайку практически не удались типажи. Большинство главных героев не обрастают характерами и остаются потому плоскими и не выразительными. То же самое можно сказать про антагонистов, среди которых вдруг затесался артист Жан Рено.

Самая выгодная роль достается Делрою Линдо, персонаж которого сходит с ума на почве золота и разыгрывает соответствующий синдром. За его преображением интересно наблюдать, и именно оно скрашивает ожидание концовки фильма, впрочем, столь же предсказуемой, как и предшествующие фазы развития сюжета.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.