Открытие XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского состоялось 17 июня в Большом зале Московской консерватории. Зал был полон, как и эспланада перед входом в БЗК. Комфортная погода, тёплая, с освежающим ветерком и небольшие очереди перед рамками, установленными в наружных дверях, удерживали людей снаружи В дождь бы люди роптали, а так даже не хотелось переходить в левый вход, где очереди не было. И как все успели в зал — загадка. Один из спекулянтов билетами был нормальной для этого занятия пронырливой наружности, зато второй был одет в широкую белую блузу а-ля художник без палитры (а то испачкался бы) и с таким же стильным беретом на голове.

Вице-премьер по вопросам культуры и спорта Ольга Голодец открывала церемонию. Совсем недавно, весной, она представляла Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина. Поддерживает знаковые культурные проекты. И одна из её дочерей — Татьяна — заместитель директора по развитию Третьяковской галереи. В отличие от ведущего, который обращался к «уважаемым дамам и господам», Ольга Юрьевна правильно сказала просто «дамы и господа».

Валерий Гергиев также выступил с приветствием, а потом продирижировал фрагментами сюиты «Рождественская ёлка» из музыки к балету «Щелкунчик». Обычно в сюиты перерабатывают музыку балетов, недостаточно часто, по разным причинам, представляемых на театральных сценах. Но у Чайковского было особое отношение именно к жанру сюиты, о чём он писал в письме Надежде Филаретовне фон Мекк: «Форма сюиты с некоторых пор сделалась для меня особенно симпатичной вследствие свободы, которую она предоставляет». Что же касается балета «Щелкунчик», от заказа на музыку к которому Чайковский хотел поскорей отделаться, чтобы перейти к другой части заказа — опере «Иоланта», то он получился настолько интересным, что именно как спектакль не теряет своей популярности и в наши дни, хотя и авторская оркестровая сюита, и фортепианные переложения этой музыки, самое известное из которых — плетнёвское, также постоянно включаются в концертные программы.

Конечно, Вадим Журавлёв бы о выборе Гергиевым произведения для летнего концерта непременно высказался в таком духе: «Маэстро недосуг репетировать, а в присутствии большого числа профессиональных музыкантов (включая, конечно, ректора МГК А. С. Соколова) следует показывать высококлассное исполнение, вот и была взята вещь из «золотого запаса». И то сказать, одно название вызывает ассоциации с Новым годом, а «Вальс снежинок» или намёк на песенку «В лесу родилась ёлочка» при температуре +20 не кажется попаданием в десятку. Но, как бы то ни было, играли прекрасно, слаженно, без единого кикса у духовых, с великолепным балансом и объёмом звучания, в благородной манере. Очень торжественно, где надо. Хотя некоторой изысканности, гибкости и лёгкости в некоторых темах мне лично не хватало, но это уже вопросы трактовки. Мотив «Ёлочки» — не такая простая история, кстати. «Щелкунчик» был написан за 10 лет до того, как княгиня Раиса Кудашева, бывшая гувернантка, из скромности не желавшая себя афишировать, в 1905 году под псевдонимом А. Э. опубликовала детский стишок в журнале «Малютка», а московский агроном Леонид Карлович Бэкман сочинил музыку к первым двум строфам, которую записала его жена — пианистка. Это — уже тройное соавторство. И, вероятно, Бэкман вспомнил тему из балета, только размер поменял. Однако и у Чайковского основа мелодии — не собственная, а из немецкого фольклора. Раскопали похожую песню студентов старинного университетского города Йены, воспевающую цвета немецкого флага, под названием «Мы построили величественный дом». Так что, при желании, можно почти «семь нянек» у песенки наскрести, а между тем вышел абсолютный шлягер, уже второй век всенародно любимый вместе со всеми своими ударениями:).

Ганбаатар Ариунбаатар

Победителю предыдущего конкурса в номинации «вокал» Ганбаатару Ариунбаатару (баритон, Монголия) дали спеть только одну арию Елецкого из оперы Петра Ильича «Пиковая дама». Жаль. Какой голос! Бездонный, густого бархатного тембра, красоты необычайной! Напряженные верхние ноты даже немного удивляют. Справится, надеюсь, с этой проблемой. Но зато лауреату первой премии в номинации «фортепиано» Даниилу Трифонову хватило времени сыграть все три части Первого концерта заглавного автора вечера. И хорошо, что всё сыграл, потому что это был цикл, единый в своём развитии — нечасто такое услышишь. Трифонов и раньше — то очень хорошо играл, но теперь у него проявилась настоящая харизма. То есть, помимо трепетно внимательного отношения к интонации авторского текста, воспринятого Даниилом от его гениального педагога в специальной музыкальной школе имени Гнесиных, Татьяны Абрамовны Зеликман, и ею же заложенных принципов технического совершенства, без которого можно безнадёжно исковеркать авторский замысел, и много другого, профессионально необходимого, а также выразительного вдохновенного исполнения, обусловленного природным талантом, теперь слышна мощная внутренняя сила, увлекающая за собой даже гиганта Гергиева с его оркестром! Уверенность и знание музыки позволяют Трифонову играть, то гибко подстраиваясь под оркестр, то брать ход произведения в свои руки, буквально, диктовать движение.

XVI Международный конкурс П.И. Чайковского открыл лауреат 2011 года пианист Даниил Трифонов. Фото: РИА Новости

Но самыми поразительными были сольные фрагменты, которые так часто служат исполнителям другого уровня просто передышкой между трудными пассажами. Даниил играл соло очень лично, как речь «от автора», то лирично, тончайшим туше, то напряжённо, раскрывая внутренний конфликт через отчётливые гармонии. И оказывается, что у Чайковского всё это действительно заложено в музыке, только надо слышать все ноты текста и понимать интонации. Обнаруживается множество диалогов: между руками, внутри партии одной руки. То есть, например, не подголоски в верхнем регистре, а самостоятельный голос в других сферах, как у Шумана или у Брамса. Левая рука в противоположных октавах у Трифонова играет мотивы, а не просто громко пробуркивает что-то. Просто удивительно, что новое можно открыть в такой «до дыр» заигранной вещи. Виртуозность Трифонова — прекрасна, полна смысла и служит достижению высших целей: полноты апофеоза или, наоборот, скерцозной лёгкости. И плюс к этому внятная логика музыкального развития — торжество музыкального и ансамблевого единства солиста и оркестра!

Замечательный концерт! Теперь ждём самого конкурса! Он начинается 18 июня. Расписание выступлений и программы участников можно посмотреть на официальном сайте https://tchaikovskycompetition.com/ru/schedule/#piano .
На бис Трифонов исполнил два собственных переложения сочинений С. Рахманинова: «Вокализа» и фрагмента из симфонической поэмы «Колокола», сочинения, написанного, между прочим, для хора, солистов — сопрано, тенора и баритона — и оркестра! Колоссальная работа переложить такое произведение для двух рук! И сыграно было мастерски!