fbpx

Музыка Ренессанса

Автор рубрики — музыковед, преподаватель Московской консерватории Юлия МОСКВИНА

 

“Ренессансный вторник” — новая рубрика сайта, посвященная музыке Ренессанса. Отныне каждый вторник будет выходить материал, призванный познакомить читателей с музыкой XV-XVI веков. В данной рубрике — заметки о культуре этого времени, истории музыки Ренессанса, ссылки на исполнение старинных сочинений, их краткие аннотации, сведения о композиторах конца XIV — начала XVII веков, элементы старинной теории музыки, информация о нотных источниках и многое другое.

 

Добро пожаловать!

 

 

Юбилеи ренессансных музыкантов

16 октября 2018|Категории: Музыка Ренессанса, Новые публикации|Нет комментариев

500 лет со дня смерти Пьера де ла Рю   Ровно 500 лет назад, в 1518 году, скончался крупнейший композитор эпохи Ренессанса, представитель т.н. третьей нидерландской полифонической школы Пьер де [...]

Музыкальные династии Ренессанса. Андреа и Джованни Габриели

9 октября 2018|Категории: Музыка Ренессанса, Новые публикации|Нет комментариев

  Еще одна крупная ренессансная музыкальная династия сформировалась в Венеции благодаря деятельности Андреа Габриели (ок. 1532 – 1585) и его племянника Джованни Габриели (ок. 1554 – 1612). Вместе с Адрианом [...]

Музыкальные династии Ренессанса. Орландо Лассо и его сыновья

2 октября 2018|Категории: Музыка Ренессанса, Новые публикации|Нет комментариев

Музыкальные династии Ренессанса. Орландо Лассо и его сыновья   История музыки Ренессанса показывает, что внутри композиторских школ формировались целые династии, когда среди учеников крупных композиторов ярко проявляли себя сыновья, племянники [...]

Веяние новой эпохи: «Покаянные псалмы» зрелого Ренессанса

25 сентября 2018|Категории: Музыка Ренессанса, Новые публикации|1 комментарий

Веяние новой эпохи: «Покаянные псалмы» зрелого Ренессанса   В XVI веке в русле возвышенной и одухотворенной ренессансной церковной полифонии зарождаются новые настроения. Внимательно относясь к тексту, композиторы находят способ отражать [...]

Камерный и утонченный строгий стиль: трицинии

18 сентября 2018|Категории: Музыка Ренессанса, Новые публикации|Нет комментариев

  Помимо бициниев (см. публикации от 04.09 и 11.09), особое значение для музыкальной педагогики, а также работы с маленькими хорами в эпоху зрелого Ренессанса и раннего барокко имели сборники трициниев. [...]

Бицинии Орландо Лассо

11 сентября 2018|Категории: Музыка Ренессанса, Новые публикации|Нет комментариев

  Пожалуй, самый известный авторский сборник бициниев – двухголосных сочинений на латинском языке – принадлежит великому Орландо Лассо. Его «Novae aliquot, ad duas voces cantiones» впервые был вышел в 1577 [...]

Ренессансный «педагогический» репертуар: бицинии

4 сентября 2018|Категории: Музыка Ренессанса, Новые публикации|Нет комментариев

Многие ренессансные композиторы, занимая должность капельмейстера, помимо сочинения музыки, были обязаны обучать музыкальному искусству юных певчих капеллы. Обучение заключалось как в гуманитарных науках, так и в музыкальных – пение и [...]

Серия «Шедевры Ренессанса». Якоб Обрехт (1457–1505). Месса «Sub tuum praesidium»

5 июня 2018|Категории: Музыка Ренессанса|Нет комментариев

Символика пронизывает искусство нидерландской полифонии XV–XVI веков насквозь. Примеров тому множество, и сегодня мы познакомимся с одним из самых показательных среди них. Принадлежит он перу Якоба Обрехта, ярчайшего представителя нидерландской [...]

Серия «Техники композиции эпохи Ренессанса». Cantus floridus

29 мая 2018|Категории: Музыка Ренессанса|Нет комментариев

Одна из самых ранних ренессансных техник работы с первоисточником – техника cantus floridus (перевод: «цветистый [расцвеченный] напев»). Ее корни уходят глубоко в историю музыки Средневековья, еще в первый многоголосный церковный [...]

 Серия «Шедевры Ренессанса». Иоганнес Окегем (ок. 1425 – 1497). Missa prolationum.

22 мая 2018|Категории: Музыка Ренессанса, Произведения, Ренессанс, Энциклопедия|Нет комментариев

«Missa prolationum», или «Месса пролаций» Иоганнеса Окегема – удивтельный музыкальный образец второй половины XV века, который, помимо исключительной стройности звучания, знаменит индивидуальной полифонической структурой, а также особой формой зашифрованной записи. [...]