Ла Монте Торнтон Янг (La Monte Thornton Young) – американский композитор-авангардист, один из первых композиторов-минималистов. Он имел прекрасное образование – помимо музыки увлекался философией и эстетикой, что в определённой степени повлияло на его творчество. Ла Монте Янг известен и как автор исследовательских работ в жанре дроун-музыки, которую он изучал в своём экспериментальном музыкальном ансамбле «Theatre of eternal music» («Театр бесконечной музыки»). Композитора часто называют «мастером органного пункта» в силу его любви к длинным нотам. А сам Янг говорит о своём методе так: «Только тогда, когда звук длится долгое время, мы можем что-то узнать о нём».
Композитор родился в городе Берн, в штате Айдахо. Музыке обучался с детства: у отца (Денниса), позднее – у двоюродного дедушки (Торнтона). Мальчик очень любил слушать окружающие его звуки: гул моторных машин, «микротональные аккорды линий электропередач, резкие тона сеялок и станков, жалобы дальних поездов, стрекочущее пение кузнечиков, звук ветра»[1]. Все эти впечатления отразились и в музыкальных экспериментах (особенно в электронной музыке с использованием магнитной ленты). Детство Янга прошло в бесконечных поездках, пока, наконец, в 1940-м году, семья поселилась в Лос-Анджелесе. Янг позже скажет о своей любви к калифорнийскому «ощущению пространства, ощущению времени, ощущению фантазии, ощущению, что вещи могут занять много времени, что время будет всегда».
Окончив школу имени Джона Маршалла, Янг учился в городском колледже Лос-Анджелес-Сити (1953-1956 гг.). Его учителем был Леонард Штайн, в прошлом личный ассистент Шёнберга. Высшее музыкальное образование композитор получал как кларнетист в Лос-Анджелесской консерватории в классе У. Грина (1951-1954 гг.). Уже в период обучения Янг увлёкся джазовой и популярной музыкой, организовывал концерты и активно участвовал в эстрадных ансамблях. Дальнейшее его обучение проходило в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, который композитор закончил в 1958 году, получив степень бакалавра. В этот период Ла Монте Янг также берет уроки композиции и контрапункта у Л. Стайна. Янг глубоко заинтересовался серийной техникой и создал несколько пьес. Но даже в серийных сочинениях Янга можно заметить черты будущего минимализма.
Несмотря на то, что «Трио для скрипки, альта и виолончели» (1958) сведено к долгому повторению одного тона, оно написано в серийной технике. Развёртывание серии происходит как в замедленном действии, каждая нота в ряду становится, по словам автора, «длинным тоном». Исполненное в 1989 году, произведение хронометрировал Эдвард Стрикленд, заметив, что сериальное следование тонов отметить ухом крайне трудно: слушатель привыкает к пульсации, теряется высота звучащего тона. Стабильное пребывание в одном и том же звуковом состоянии на протяжении всего сочинения придаёт музыке медитативный характер.
С 1959 года Янг посещал летние курсы в Дармштадте, которые вёл уже известный в то время композитор Карлхайнц Штокхаузен. Семинар был посвящён творчеству Джона Кейджа, чьи сочинения произвели большое впечатление на молодого композитора. В течение последующих лет, Ла Монте Янг работал с труппой театра Анны Алприн и писал музыку к спектаклям, используя различные шумовые эффекты. Вместе с Терри Райли композитор осуществил ряд экспериментальных работ с участием разных инструментов, а также занимался исследованием внеевропейских музыкальных традиций.
В 1960 году Ла Монте Янг получает грант, а затем переезжает в Нью‑Йорк. Там он изучает электронную музыку у Ричарда Максфилда, музыкального директора студии Йоко Оно. В этой студии Янг знакомится с участниками группы «Флаксус» (Дж. Мачюнас, Дж. Брехт, Дж. Маклоу, Б. Вуатье, Д. Хиггинс, Г. Флинт, А. Капроу, Э. Хансен, Й. Оно и др.) и сам вступает в объединение. Манифестом группы было вовлечение слушателя в музыкальное действие, где процесс творчества происходил бы спонтанно. Мачюнас как лидер группы провозглашал, что «искусство должно стать понятным каждому», потому что «искусство – это жизнь, а жизнь – это искусство». Работая в студии Йоко Оно, Янг организовывал концерты и сочинял в стилистике «Флаксуса». Музыкантам представлялась большая свобода в сочинении и исполнении, а идеи иногда доходили до крайностей. Так в одной из композиций Янг требовал следующее: «Толкайте рояль к стене. Толкайте его сквозь стену. Продолжайте толкать»; в другом сочинении исполнитель должен был покормить рояль, предложив ему сено (при этом рояль мог и отказаться). Кроме того композитор отказывается от нотированных записей в пользу медитативных импровизаций, и результатом этого становятся несколько вербальных партитур с авторскими комментариями, содержащими элементы перформанса: циклы «Композиции 1960», «Композиции 1961», «Фортепианные пьесы для Дэвида Тюдора» и др.
Послевоенный авангард создал множество акционистских художественных форм. Одной из первых становится ивент – воссоздание на сцене события, вызывающего звуки антимузыки. Сейчас с уверенностью можно заявить, что в колыбели «Флаксуса» родилась и развивалась эта форма. Хотя, не стоит также игнорировать определённые истоки в творчестве Дж. Кейджа.
Во многих композициях Ла Монте Янга встречается влияние индийской классической музыки. Особенно композитор любил сочетать различные инструменты с выдержанным басовым звуком тамбуры. Так обращение к философии Востока отразилось в «Композиции 1960 № 7», где всего два звука следует тянуть как можно дольше[2]. Приводим «партитуру» композиции:
Янг интересовался и алеаторикой. Некоторые принципы этой техники вошли в его композицию «Видение» (1959) для одиннадцати инструментов, в которой цифры телефонного справочника означали появление нового звука в пьесе.
Ла Монте Янг, как и другие композиторы-минималисты его времени, изучал свойства расширенной тональности и концепции временного пространства при использовании минимального количества композиционных приёмов. Главной идеей его творчества было освобождение слушателя от внешнего времени с помощью «воронки», ведущей в иное пространство. Эта концепция стала основой его музыкального коллектива «Theatre of Eternal Music», образованного в 1963 году. В группе принимала участие художница, дизайнер, мастер видео-арта Мэриан Зинга, в том же году ставшая женой Янга. Композитор часто устраивал концерты в собственном доме.
С 1962 года прослеживается минималистский период в творчестве Янга. В репетитивной технике он пишет пьесу «Арабская цифра (любое целое) для Генри Флинта» для гонга и фортепиано. Композиция ограничена исключительно повтором одного и того же звука.
Следующие минималистские сочинения композитора отражают «обратную процессуальность» композиции, разреживание фактуры и постепенное увеличение длительностей и пауз (пьесы из цикла «Четыре сна о Китае» (1962) и «Черепаха, её сны и путешествия»). Важное место в его творчестве занимает образ сна и медитации, а идеальным средствам выразительности выступают простые интервалы и созвучия, ясность гармонии.
Ла Монте Янг часто экспериментировал с сонорикой и искал новизну звучаний, что проявилось в его электронном сочинении «Хорошо настроенное фортепиано» (1964). Композиция была названа по аналогии с «Хорошо темперированным клавиром» Баха. Пьеса написана в чистом строе для специально настроенного инструмента. Премьера состоялась 28 февраля 1980 года в концертном зале на Хэррисон-стрит в Нью-Йорке. Исполнение длилось 4 часа 12 минут и 10 секунд, и было занесено в книгу рекордов Гиннесса как одно из самых продолжительных сочинений.
Ещё один экспериментальный проект Ла Монте Янга получил название «Дом сна». Проект представляет собой видео-аудио-инсталляции, которые могут транслироваться на выставочных площадях и существовать несколько лет. Инсталляции были сделаны из световых установок, сам композитор называл этот «дом» художественным пространством, где люди могут творить и жить.
В 70-е годы композитор гастролировал по Европе, где исполнял свои новые произведения. В это же время он с супругой изучал индийскую музыку, осваивал индийские инструменты, а также восточную манеру пения. Многие найденные особенности народной музыки внедрялись в сочинения в виде характерного ритма, лада и интонаций индийской музыки.
Ближе к 1990-м годам Ла Монте Янг стал больше увлекаться джазовыми импровизациями, и, также как в юности, создал свой ансамбль. Композитор продолжал эксперементировать с музыкальной формой. Но неизменной остаётся тенденция ко временному увеличиению (от одного часа до нескольких часов), в то время как исходная модель пьесы остаётся статичной.
Музыкальное творчество и идеи Ла Монте Янга шокировали многих, в том числе публику и издателей. Все его концепции были революционными, и оставили большой вклад в современном музыкальном искусстве. Сейчас композитор почти не выступает перед публикой, но его сочинения издаются, записываются на дисках, печатаются в партитурах.
[1] Алекс Росс «Дальше – шум. Слушая XX век»
[2] Одна из интерпретаций – тянуть, пока не догорят две свечи. Видео по ссылке: https://vk.com/video101349324_456239178?list=9aa71aef7e87a13386
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев