fbpx Skip to main content

Аркандежло Корелли

(1653–1713)   XVII столетие – время, когда скрипка одержала полную и безоговорочную победу над своей «старшей сестрой» и соперницей виолой и даже потеснила лютню. Ее «взлет» был особенно очевиден в Италии – скрипка принесла итальянской музыке не меньшую славу, чем недавно возникшая опера. Особенно велика была любовь к скрипке в Болонье, где широкая публика проявляла […]

Месса

  В католической богослужебной практике месса занимает такое же место, как литургия в православии: это самая главная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии. С самого начала существования она сопровождалась пением – ведь хотя святые отцы и косо смотрели на музыку, говоря о ее опасных свойствах, они понимали, что по силе воздействия на человеческую душу […]

Николай Николаевич Сидельников. Кантата «Сокровенны разгово

  У нашей страны всегда и во всем был свой особый путь. В 1950–1960-х гг. западная музыка все больше отдалялась от национальных истоков, в СССР же в это время набирал силу неофольклоризм. Изначально ориентация на фольклор противопоставлялась авангардным композиторским техникам, но со временем многие композиторы пришли к органичному синтезу народных интонаций с такими музыкальными явлениями, как […]

Артур Винсент Лурье. «Формы в воздухе»

  Композитор Артур Винсент Лурье жил и творил в непростую эпоху. Его творческое становление пришлось на начало ХХ столетия – время радикальных перемен, затронувших и общественную жизнь, и науку, и все виды искусства. Лурье перемены не пугали – напротив, он приветствовал их, стремясь к кардинальному обновлению музыкального языка. Одним из самых смелых «экспериментов» композитора стал […]

Артур Винсент Лурье

(1892–1966)   Артур Сергеевич Лурье, он же – Артур Винсент Перси Лурье, Артур-Викентий Людовикович Лурье… даже имя этого композитора – загадка. Но еще более загадочна его музыка. Будущий композитор появился на свет в белорусском городе Пропойске, расположенном в Могилевской губернии, в еврейской семье и при рождении именовался Наумом Израилевичем Лурья. Почему он стыдился происхождения, восходящего […]

Андре Гретри. Опера «Ричард Львиное сердце»

  Если спросить любителя оперы – даже не самого опытного – какие фрагменты из «Пиковой дамы» Петра Ильича Чайковского он помнит, вероятнее всего, наряду с печальным романсом Полины, изящным дуэтом Лизы и Полины и трогательной арией Германа «Прости, небесное созданье» будет назван сумрачный романс Графини. Между тем, эта мелодия написана не Чайковским – Петр Ильич […]

Андре Гретри

(1741–1813)   «Волшебник странный и прелестный» – так русский поэт Михаил Алексеевич Кузмин охарактеризовал Андре Гретри… Ныне нашим соотечественникам знакомы главным образом две мелодии этого композитора – забавная песенка «Спор» («В лесу осёл с кукушкой…») и ария Лоретты из оперы «Ричард Львиное Сердце», превращенная Петром Ильичом Чайковским в романс Графини в опере «Пиковая дама»… Но […]

Иоганн Пахельбель. Органное творчество

  Иоганн Пахельбель – немецкий композитор эпохи барокко – творил в различных жанрах, создавая вокальные, камерные сочинения, но наиболее значительную часть его творческого наследия составляют сочинения для органа. Пахельбель создал девяносто пять фуг для вечерних богослужений, семь десятков хоральных прелюдий, а также множество токкат, фантазий и других сочинений, которые для богослужебной практики не предназначались. Церковная […]

Иоганн Пахельбель

(1653–1706)   Иоганн Пахельбель сегодня не настолько известен широкой публике, как Иоганн Себастьян Бах – но это один из тех композиторов, на чьих творениях происходило творческое становление Баха. Его творчество стало одним из высших достижений немецкой музыки эпохи барокко. Родина Иогана Пахельбеля – город Нюрнбег, где он появился на свет в семействе виноторговца. В детские […]

Музыкальная риторика

  С какой целью композитор создает музыкальное произведение? Разумеется, для того, чтобы быть услышанными и понятым, чтобы донести свою мысль до современников и потомков – и в этом смысле музыкальный текст по своей функции сопоставим с текстом словесным. Применительно к слову для достижения этих целей – ясно доносить свою мысль, убеждать – возникло искусство риторики. […]

Дитрих Букстехуде. Органное творчество

  Немецкий композитор Дитрих Букстехуде, которого так высоко ценили Иоганн Пахельбель, Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах, чье влияние испытали  многие немецкие композиторы эпохи барокко, творил в различных жанрах. Он создавал трио-сонаты, кантаты, оратории, и всё же наиболее обширной и значительной частью его творческого наследия являются сочинения для органа: фантазии, фуги, обработки хоралов и […]

Дитрих Букстехуде

(1637–1707)   Дитрих Букстехуде… У многих наших современников это имя вызывает одну ассоциацию: двадцатилетний Иоганн Себастьян Бах, прошедший пешком не одну сотню километров, чтобы послушать его органную импровизацию. Пожалуй, стоит присмотреться поближе к музыканту и композитору, вызвавшему у юного гения такой горячий интерес – тем более, что Бах был не единственным знаменитым поклонником Букстехуде: Иоганн […]