fbpx Skip to main content

Гия Александрович Канчели. «Стикс»

Утрата людей, дорогих сердцу, не только повергает в глубокую печаль – у людей талантливых и творческих она порождает стремление излить свою душевную боль в творениях, которые и по прошествии многих лет буду трогать людские души. Именно так родился концерт для альта, хора и оркестра «Стикс». В 1994 г. советский грузинский композитор Гия Александрович Канчели пережил большое […]

Георг Фридрих Гендель. Оратория «Триумф Времени и Правды»

  Георг Фридрих Гендель прославился как создатель множества ораторий. С какого произведения начинался этот славный путь? Это было сочинение под заглавием «Триумф Времени и Правды», первоначально именовавшаяся «Триумф Времени и Разочарования». На протяжении своей творческой жизни Гендель в равной степени уделял внимание и ораториальному, и оперному жанрам, но начинал он все-таки как оперный композитор – […]

Сергей Сергеевич Прокофьев. Кантата «Семеро их»

Прокофьев

«И в бубен солнца бьет непобедимый скиф», – так писал о Сергее Сергеевиче Прокофьеве Константин Дмитриевич Бальмонт. В этой поэтической строке отражен, быть может, главный парадокс творчества композитора: в его новаторском музыкальном языке, порожденном бурями ХХ столетия, зачастую проглядывало нечто, вызывающее представление о «варварской» древности. Ярким выражением этой стихии стал балет «Ала и Лоллий», испугавший […]

Йозеф Гайдн. Кантата «Избрание капельмейстера»

Йозеф Гайдн – один из венских классиков, прославившийся как «отец симфонии» – был еще и оперным композитором, и весьма плодовитым. Его перу принадлежит более двух десятков опер, и, хотя они не настолько известны ныне, как симфонии Гайдна или оперы его младшего современника Вольфганга Амадея Моцарта, все же время от времени их можно увидеть на сцене. […]

Франсис Пуленк. Stabat mater

Ничто не способно повергнуть человека в такую глубокую печаль, как смерть близких. Но скорбь по умершим не всегда приводит в уныние и лишает сил – талантливых людей она нередко сподвигает на создание шедевров, и яркий тому пример – история создания «Stabat mater» Франсиса Пуленка. Личная потеря стоит не только за возникновением замысла этого конкретного сочинения, […]

Джузеппе Верди. Stabat mater

Если задать любителям музыки вопрос, какое произведение стало последним творением Джузеппе Верди, девять человек из десяти ответят: «Это «Фальстаф», – и будут неправы. Мы настолько привыкли думать о Верди как об оперном композиторе, что последняя опера, написанная им, может представляться нам его последним творением вообще. Между тем, после премьеры «Фальстафа», состоявшейся в 1893 г., композитор прожил […]

Митрополит Иларион (Алфеев). «Рождественская оратория»

  Как соотносятся вера и искусство? Где проходит грань между духовной музыкой и светской – и существует ли она вообще? Мы расскажем о произведении, которое дает самые убедительные ответы на все эти вопросы – о «Рождественской оратории» митрополита Илариона (Алфеева). Произведение это создано человеком, который задавался глобальными мировоззренческими вопросами с самого детства – с тех […]

Родион Константинович Щедрин. «Бюрократиада»

Щедрин

Двадцатый век в искусстве вообще и в музыке в частности можно назвать временем ниспровержения всего, что можно назвать традиционным. Одной из художественных традиций, подвергнутых сомнению в Новейшее время, стала изначальная и, казалось бы, вечная связь музыки с поэтическим словом. Тексты, становившиеся источником вдохновения для композиторов двадцатого столетия, зачастую нельзя назвать поэтическими не только по форме, […]

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Струнный квартет № 1 до мажо

Шостакович

«Целый год после сдачи Пятой симфонии я почти ничего не делал», – утверждал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Это было явным преувеличением – композитор в то время создал музыку к ряду кинофильмов, а также Вторую сюиту для джаз-оркестра – но эти сочинения Шостакович не склонен был рассматривать как нечто «серьезное». Большее значение имел для него Струнный квартет […]

Родион Константинович Щедрин. «Поэтория»

Щедрин

Каких только метаморфоз не претерпевал жанр концерта! Существуют концерты хоровые и инструментальные, для скрипки, фортепиано и многих других инструментов с оркестром, для голоса и даже для пишущей машинки. Мы расскажем о концерте для… поэта с оркестром. Такое необычное сочинение под названием «Поэтория», сочетающее черты концерта и оратории, создал в 1968 г. Родион Константинович Щедрин. Подобное произведение […]

Бела Барток. «Девять волшебных оленей»

Случается, что человек ищет одно, а находит другое. Мы расскажем о кантате Белы Бартока «Девять волшебных оленей», создание которой можно считать результатом неудовлетворенного желания написать оперу. Создав в 1924 г. балет «Чудесный мандарин», Барток задумывался о создании оперы. В предложенных либретто недостатка не было: исторические сюжеты о древнемадьярских королях и рыцарях, истории из жизни деревенских бедняков. […]

Дариус Мийо. «Смерть тирана»

Мийо

  Двадцатый век стал в истории музыки не только временем ниспровержения традиций, но и временем возрождения кантатно-ораториального жанра, потесненного в XVIII-XIX столетиях симфонией и оперой. Такое «возвращение к прошлому» иногда находило выражение и в сюжетах, используемых композиторами. Мы расскажем о кантате Дариуса Мийо «Смерть тирана», источником вдохновения при создании которой послужили события, развернувшиеся много веков […]