fbpx Skip to main content

Арнольд Шёнберг. Вокальный цикл «Лунный Пьеро»

Арнольд Шёнберг вошел в историю музыкального искусства как композитор-реформатор, создатель серийной техники и додекафонии. Однако, к этим новым техникам он пришел не сразу. Первым шагом был отказ от тональности, которая так долго служила организующим началом в музыке. Создание новой системы, способной заменить ее, потребовало некоторого времени, тем не менее, музыкальная ткань атональных произведений нуждалась в неком организующем начале. Функцию такого […]

Бела Барток. Пять песен Op. 15

Барток

Весной 1916 г. Бела Барток создал два вокальных цикла – Пять песен Op. 15 и Пять песен на стихи Эндре Ади Op. 16. Не считая двух ранних циклов на стихи немецких поэтов и Лайоша Поша, не отличавшихся оригинальностью и не публиковавшихся, эти циклы стали единственным случаем, когда Барток обратился к камерно-вокальному жанру. Может показаться странным, что композитор, который так живо интересовался народной […]

Бела Барток. Пять песен на стихи Эндре Ади

Барток

Камерно-вокальные произведения не занимают в творчестве Белы Бартока значительного места. Создав несколько сочинений такого рода в годы учения, композитор впоследствии лишь однажды обратился к данному жанру. Произошло это в 1916 г. В тот год были написаны два вокальных цикла, и лишь один из них был представлен публике при жизни автора – Пять песен на стихи Эндре […]

Антонин Дворжак. Шесть песен на тексты «Краледворской рукоп

  Фальсификация исторических источников – дело, безусловно осуждаемое в научном мире, и чем выше ее уровень, тем она опаснее. Качественно исполненная подделка способна надолго ввести в заблуждение ученых, осложнив поиск истины, являющийся главной целью науки. Исследователь, уличенный в подобных деяниях, рискует безвозвратно утратить доброе имя в научном сообществе. Но то, что справедливо отвергает наука, с […]

Антонин Дворжак. «Моравские дуэты»

Первую половину 1875 г. Антонин Дворжак посвятил созданию камерных сочинений. В это время рождаются такие произведения, как Струнный квинтет соль мажор, Фортепианное трио си-бемоль мажор, а также ре-мажорный Квинтет. Тогда же Дворжак написал камерно-вокальное сочинение, на создание которого его сподвиг книготорговец Ян Нефф. Композитор обучал музыке его детей с 1873 г. В доме Неффа любили музыку, сам […]

Георгий Васильевич Свиридов «Деревянная Русь»

«Деревянная Русь», «Отчалившая Русь» – так часто звучит у Свиридова даже в названиях его произведений слово «Русь». Это поистине главная тема его творчества. Музыкальному техническому новаторству, связанному с «дальнейшим развитием шенбергианской идеи» композитор противопоставлял поиск новой художественной идеи, которую, по словам Георгия Васильевича, «Россия выстрадала». Такой идеей в понимании Свиридова было то, что он называл […]

Сергей Васильевич Рахманинов. Кантата «Весна»

В начале ХХ столетия Сергей Васильевич Рахманинов переживает «новое рождение»: композитор преодолевает последствия душевного потрясения, связанные с провалом Первой симфонии в 1897 г., и возвращается к творчеству. Состояние, связанное с этим «духовным возрождением», воплощается в Концерте № 2 для фортепиано с оркестром, а после его успеха Рахманинов создает произведение в жанре кантаты, к которому прежде не обращался. […]

Густав Малер «Песнь о Земле»

Симфония и песня – эти жанры всегда были рядом в творчестве Густава Малера. Не раз его симфонии рождались из песен: Первая симфония неразрывно связана с «Песнями странствующего подмастерья», Вторая, Третья и Четвертая – с «Волшебным рогом мальчика». Но в «Песни о Земле» слияние достигает такой степени, что музыковеды расходятся во мнениях, считать ли это произведение […]

Иоганн Себастьян Бах. Кантата «Состязание Феба и Пана»

Иоганном Себастьяном Бахом написано немало светских кантат. В Лейпциге он создавал их в расчете на оркестр, в состав которого входили студенты университета. Нередко поводом для создания светской кантаты служило некое знаменательное событие – юбилей университета, брак высокопоставленных особ и т. п., но что послужило непосредственным поводом для написания кантаты «Состязание Феба и Пана», доподлинно неизвестно. Но для […]

Иоганн Себастьян Бах «Крестьянская кантата»

В последние десять лет жизни Иоганн Себастьян Бах создавал меньше произведений, чем прежде – творчеству мешали проблемы со здоровьем. Для богослужений он предпочитает в эти годы использовать имеющиеся произведения, а не создавать новые, в основном занимается редактированием и подготовкой к изданию написанного ранее. Однако, новые произведения появляются и в это время. В частности, в 1742 г. […]

Иоганн Себастьян Бах «Кофейная кантата»

Иоганна Себастьяна Баха нередко представляют возвышенным философом, чей дух всегда витал в горных высях, недоступных простым смертным. Возможно, такому впечатлению могут способствовать «Страсти по Матфею» или Месса си минор – но ведь у Баха есть и совсем иные произведения, наглядно показывающие, что композитор всегда находился в гуще событий своего времени, и ничто человеческое не было […]

Иоганн Себастьян Бах «Страсти по Матфею»

Иоганн Себастьян Бах занимал должность кантора церкви св. Фомы более двух десятков лет, и ежегодно на Страстной неделе он должен был руководить исполнением страстей. Среди этих пассионов были и собственные творения Баха. Известно, что композитор создал пять подобных произведений, сохранились два из них, а лучшими считаются «Страсти по Матфею». Когда была начата работа над этим […]