fbpx Skip to main content

Георгий Васильевич Свиридов. Концерт для хора «Памяти Алекс

Свиридов

В 1973 г. русская музыка понесла тяжелую утрату – ушел из жизни Александр Александрович Юрлов. Заслуги этого дирижера, педагога и общественного деятеля перед отечественной хоровой культурой можно перечислять бесконечно (не случайно 1960-е гг. в истории русской хоровой музыки нередко называют «эпохой Юрлова»): многолетнее руководство Республиканской хоровой капеллой (ныне этот исполнительский коллектив носит его имя), создание отделения народных […]

Сергей Иванович Танеев. Шестнадцать хоров на стихи Констант

Танеев

В начале XIX столетия одним из знаменитейших поэтов в России был Константин Дмитриевич Бальмонт. По свидетельству современника, «появился целый разряд барышень и юных дам «бальмонтисток» – разные Зиночки, Любы, Катеньки», более серьезная публика восторженно встретила поэта, вернувшегося в 1913 г. из-за границы, куда он вынужден был отправиться из-за неугодных властям стихов, созданных после революции 1905 г. По […]

Александр Тихонович Гречанинов. «Страстная седмица»

Гречанинов

Рубеж XIX-ХХ столетий был отмечен истинным «ренессансом» русской духовной музыки: в этой области хорового искусства возникло новое направление, в русле которого творили такие композиторы, как Сергей Васильевич Рахманинов, Павел Григорьевич Чесноков, Александр Дмитриевич Кастальский. Среди созданных в этот период духовных сочинений, отмеченных и возвышенностью содержания, и красотой, и композиторским мастерством, достойное место занимают творения Александра […]

Альфред Гарриевич Шнитке. Хоровой концерт

Шнитке

«Я написал ту музыку, которую вызывал этот текст, а не ту, которую хотел сам», – так сказал Альфред Гарриевич Шнитке о своем Хоровом концерте. В сущности, так происходит при работе над любым вокальным или хоровым произведением – поэтический текст содержит в себе мелодию, которую должен «извлечь» композитор, но в данном случае речь шла о тексте […]

Георгий Васильевич Свиридов. Пять хоров на слова русских по

Свиридов

Главным средством «высказывания» для Георгия Васильевича Свиридова всегда была музыка вокальная и хоровая – связанная со словом. Выбор «слова» (поэтического текста) для него никогда не замыкался в пределах одной тематики или национальной культуры: лирик Сергей Есенин – и пламенный «революционер» Владимир Маяковский, армянин Аветик Исаакян – и шотландец Роберт Бернс… Но все же чаще всего […]

Сергей Иванович Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин»

Творчество Сергея Ивановича Танеева стоит особняком в русской музыке XIX столетия. Вопреки тенденциям эпохи, областью его интересов была полифония баховского типа – он не только посвящал ей музыковедческие труды, но и разрабатывал в собственных произведениях. Это как нельзя более соответствовало лирико-философской направленности его композиторского творчества. В 1881 г. он задумывает создать произведение, посвященное открытию храма Христа […]

Бенджамин Бриттен «Военный реквием»

История Второй мировой войны знает множество примеров бессмысленной, поистине звериной страсти к разрушению, и один из них – уничтожение собора Святого Михаила в английском городе Ковентри. Этот собор – памятник архитектуры XIX в. – не являлся военным объектом, никакого смысла в его разрушении не было, и все-таки немцы разбомбили его. После завершения войны было принято решение […]

Георгий Васильевич Свиридов «Патетическая оратория»

В 1958-1959 гг. Георгий Васильевич Свиридов создает ораторию на стихи Владимира Владимировича Маяковского. Такой замысел был «обречен на успех» в советскую эпоху с идеологической точки зрения, но применительно к музыкальной стороне он представлялся весьма дерзким. Если говорить о поэзии, которая менее всего располагает к созданию вокальной музыки – то в первую очередь вспоминается именно Маяковский с […]

Георгий Васильевич Свиридов. Кантата «Курские песни»

В пору своего творческого расцвета – в 1950-1960-х гг. – Георгий Васильевич Свиридов обращался к стихам разных поэтов, весьма отличающихся друг от друга: Роберт Бёрнс, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок. Но вот в 1964 г. композитор обращает взор в сторону весьма необычного поэтического источника – народной песни. Обработка народных песен для концертного исполнения, в том числе […]

Георгий Васильевич Свиридов. Кантата «Снег идет»

В своем вокальном и хоровом творчестве Георгий Васильевич Свиридов соприкоснулся с произведениями разных поэтов. Среди них Александр Сергеевич Пушкин, чье имя воспринимается как синоним русской поэзии – и шотландец Роберт Бёрнс, такие «музыкальные» поэты, как Александр Блок и Сергей Есенин – и Владимир Маяковский, чьи стихи не так-то легко ложатся на музыку… В числе поэтов, […]

Георгий Васильевич Свиридов «Деревянная Русь»

«Деревянная Русь», «Отчалившая Русь» – так часто звучит у Свиридова даже в названиях его произведений слово «Русь». Это поистине главная тема его творчества. Музыкальному техническому новаторству, связанному с «дальнейшим развитием шенбергианской идеи» композитор противопоставлял поиск новой художественной идеи, которую, по словам Георгия Васильевича, «Россия выстрадала». Такой идеей в понимании Свиридова было то, что он называл […]

Георгий Васильевич Свиридов «Поэма памяти Сергея Есенина»

В 1955 г. Георгий Васильевич Свиридов, прежде отдававший предпочтение Александру Блоку, открыл для себя поэзию Сергея Есенина. Однажды, будучи в Ленинграде, он встретился со знакомым поэтом, и тот прочел ему немало есенинских стихотворений, которые сразу же «особенно запали в душу», по словам композитора. Георгий Васильевич был так потрясен красотой этих стихов, что не мог забыть одну […]