(1810-1892)

Жюль - Жозеф Перро прославленный французский хореограф и танцовщик

Прославленный французский хореограф и танцовщик Жюль — Жозеф Перро, прозванный за свою непривлекательную внешность Кобольдом (духом – хранителем подземных богатств в скандинавской мифологии) – один из героев  серии балетных картин и эскизов знаменитого художника  Эдуарда Дега. Ученик  великого виртуоза и педагога Огюста Вестриса, он стал партнёром и соперником самых известных  балерин эпохи романтизма — Марии Тальони, Карлотты Гризи, Фанни Эльслер, Фанни Черрито…  Именно Перро – автор жемчужин романтизма: бессмертной  «Жизели», «Эсмеральды», «Ундины», Па де катр…

Непростой, полной обид и приключений была театральная и личная жизнь этого неказистого на вид романтика.  Перипетии творческой судьбы и житейские невзгоды  служили хореографу  источником великих сценических творений, в которых Перро отводил себе роль неудачника, любовь которого  не нужна балетным красавицам.  Он блестяще исполнял лесничего Ганса, отвергнутого Жизелью, поэта Пьера Гренгуара, не любимого  Эсмеральдой,  даже Мефистофеля в «Фаусте»…

Ему нравились  большие драматические  балеты, где господствовал действенный танец, раскрывающий сложные характеры и взаимоотношения персонажей.  В его балетах красноречивой  была игровая пантомима, выразительным – любой жест и  мизансцена. Его «Фауста» критика тогда даже ставила выше оперы Ш. Гуно. Романтик по натуре, Перро  был художником вдохновения. На творчество его вдохновляли музыка, любовь, печальная судьба простых и отверженных героев. Он сам был из народа, на себе испытал все превратности судьбы «маленького человечка», мечтающего о справедливости и возвышенной любви…

Жюль Перро родился в Лионе в 1810 году.  С 9 лет невзрачный гибкий мальчик  обучался акробатическим  трюкам и танцам, а в 12 дебютировал в составе бродячей цирковой труппы в роли полишинеля, а потом и … обезьяны Жоко!

От обезьяны Жоко до постановки вершины романтизма балета «Жизель» Перро проделал огромный  путь.  Он отправился в Париж, где выступал в цирковых пантомимах бульварных театров.  Но его манила сцена Парижской  Оперы. Мечтая выступать в Опере, юноша  стал усердно заниматься в классе знаменитого Огюста Вестриса, чтобы освоить основы благородного  сценического  танца, впоследствии названного «академическим или классическим».

Для успеха на балетной сцене  у Перро было все – и талант, и трудолюбие. Но подводила его внешность, мало соответствующая партиям героев – любовников. Единственной выигрышной частью его фигуры были красивые ноги. В остальном он был сложен на удивление непропорционально: короткая шея, большая голова с приплюснутым носом на широком лице, коренастое  тело… Опытный Вестрис дал старательному  ученику ценный совет: постоянно быть в движении, чтобы  публика не успела рассмотреть  его непривлекательную внешность, а поражалась технике, грации  и ловкости ног…  Так родился особый танцевальный стиль Перро — стиль «зефира с крыльями летучий мыши», ставший «визитной карточкой» танцовщика после выступления в балете «Зефир и Флора».

Перро много выступал в парижских театрах «Порт Сен-Мартен» и «Гетэ». А в 1830 году он впервые появился на сцене Парижской Оперы в па де де, специально скомпонованном для него великим Вестрисом. Вестрис, как никто, знал его сильные и слабые стороны, умел выгодно подать ученика. Публика восторженно приняла дебютанта, восхищаясь  его техникой, гибкостью, лёгкостью, актёрским талантом. А критика провозгласила  Перро лучшим танцовщиком своего времени.  В то время в романтическом балете царили балерины.  Добиться подобного признания никому, кроме Перро, не удалось. Столь лестное признание льстило начинающему танцовщику, но и стало причиной многих бед Перро.

Вскоре «воздушный сильф» Перро стал партнёром знаменитой Марии Тальони – правда, ненадолго. Он не уступал «божественной Марии» ни талантом, ни виртуозностью. Его даже называли «Тальони в мужском обличии».  Такого соперничества великая балерина не потерпела: в результате интриг Перро был вынужден покинуть Парижскую Оперу, завоёванную таким трудом. В дальнейшем он не раз будет возвращаться в этот театр, но так и не сумеет надолго закрепиться в этой цитадели балетного искусства. По иронии судьбы он никогда не будет иметь своего театра, своей труппы…

Гастролируя по городам Европы, в 1835 году в Неаполе Перро обратил внимание на одарённую 16-летнюю танцовщицу Карлотту Гризи.  Он начал  обучать талантливую красавицу.  Два года спустя в Лондоне Карлотта уже предстала  партнёршей Перро. Впрочем, их связывали не только отношения учителя и ученицы, но и более романтические узы.  Хотя брак не был официально оформлен, танцовщик представлял свою ученицу как «мадам Перро», а в 1837 году у них родилась дочь.

Встреча с юной красавицей Карлоттой помогла Перро раскрыть  свой талант хореографа:  он сам ставил для возлюбленной  танцы, способные раскрыть особенности её дарования.  Уважая в Перро наставника, Карлотта тяготилась супружеством и мечтала о свободе.

В 1840 году Гризи  успешно дебютировала в Париже, а год спустя её пригласили  в Парижскую Оперу. У Гризи появился новый партнёр на сцене, а потом и в жизни – красавец  и премьер театра Люсьен Петипа. Хотя Перро в театр не пригласили, он остался верным рыцарем любимой Карлотты.

Чтобы по-настоящему  блеснуть на парижской сцене, восходящей «звезде» была нужна новая роль. Подходящий сюжет предложил муж старшей сестры Карлотты – писатель Теофиль Готье, а музыку сочинил Адольф Адан.  Так в 1841 году родилась знаменитая «Жизель».  Перро работал над постановкой, главная роль в которой предназначалась Карлотте.  Жизель стала лучшей партией балерины.  Партию графа Альберта исполнил Люсьен Петипа.  До сих пор историки гадают, кто и что поставил в этом шедевре. Официальным постановщиком балета числился штатный балетмейстер  Парижской Оперы Жан Коралли. Имя Перро  даже не появилось на афишах.  Триумф «Жизели» не стал его триумфом. Огорчённый изменой возлюбленной и пренебрежительным отношением  дирекции театра, Перро покинул Париж.

Балетмейстер уехал  в Лондон, где создал другие известные постановки — «Ундину», «Эсмеральду»,  «Питомицу фей», для которых сам пишет сценарии и даже придумывает музыкальные темы, напевая их композиторам.  Перро – сторонник  серьёзного действенного балета и образной хореографии, что высоко ценили и до сих пор ценят англичане. Теперь он много работает с другими звёздами эпохи романтизма.

В 1845 году в Лондоне одновременно выступали четыре великие романтические балерины: Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран. Перро попросили поставить для них новый балет.  Задача была чрезвычайно сложной. Сочинив  свой знаменитый  «Па де катр» («Танец для четырёх»), хореограф  блестяще справился с непростой задачей.  Балетмейстеру  удалось подчеркнуть особенности дарования каждой балерины, удачно обойти сценическую ревность и конфликты.  Карлотту он давно простил и по-прежнему работал с ней как педагог и хореограф. Художник романтического  склада, всё личное он использовал для создания ярких сценических образов. Для себя он теперь сочинял игровые партии неудачников и брошенных влюблённых, в исполнение которых вкладывал темперамент и душу. Он играл простых  людей с большим, но разбитым сердцем.

С 1848 года  Перро работал в России, возглавляя  петербургскую труппу  императорского балета. Он перенёс  в Петербург свои лучшие балеты, поставил новые («Война женщин», «Газельда»,  «Фауст», «Армида», «Корсар»). В результате травмы он мог исполнять  только игровые партии. Он, скорее «балетный драматург», которому важны «суть и смысл танца, а не выигрышные па», — в воспоминаниях  писала прима петербургского балета Екатерина Вазем. За десять лет под руководством Перро значительно вырос уровень петербургского балета. Он стал одним из лучших в Европе.

Художник вдохновения, он с трудом мог работать  по приказу начальства. После конфликта с директором Императорских  театров  с 1 декабря 1860 года он был уволен со службы.

Перро был вынужден покинуть Россию. Он вернулся во Францию, начал работать педагогом в Парижской Опере, что на двух картинах  под названием  «Урок танца» запечатлел Э. Дега.  Но французский балет переживал тогда не лучшие времена.  Эра романтизма осталась в прошлом. Публика жаждала развлечений, а не серьёзных постановок, какие любил Перро.  Разочарованный в современном балете, где царила бездумная виртуозность, новые постановки романтик Перро дирекции уже не предлагал.  В Париже он снова оказался никому не нужным. Полный сил и желания работать, он не нашёл применения своим знаниям и таланту.  В 50 лет гений романтического балета  навсегда распрощался с балетом.

Последние десятилетия жизни балетмейстер провёл на вилле в Бретани,  где он жил с супругой – Капитолиной Самовской, на которой женился в России, и двумя детьми. Ловил рыбу, вспоминал о прошлом. Всеми позабытый,  Жюль Перро умер в 1892 году. К тому времени с европейских сцен исчезли все его балеты. И только Россия сохранила  шедевры Перро – «Жизель», «Эсмеральду»,  «Корсара»…

 

Все права защищены. Копирование запрещено