Юбилейный концерт – без сомнения, праздник для любого исполнителя. В случае с ансамблем, обладающим практически всемирной известностью, обласканным званиями, наградами и премиями, событие вырастает до самых грандиозных масштабов. Но вместе с тем это ещё и большая ответственность, и самое главное в такой ситуации – не потерять лицо, сохранить честь и достоинство действительно мастерского коллектива.

Юбилей «Солистов Москвы»

Фото Михаила Брацило

Практика совмещения исполнительской и дирижёрской профессий уже давно стала повсеместной. Многие дирижёры в этом преуспевают, но лишь единицы делают именно такой синтез делом всей своей жизни, и Юрий Башмет – один из них. Руководство двумя знаменитыми коллективами – оркестром «Новая Россия» и камерным ансамблем «Солисты Москвы» – не просто не мешает ему солировать на альте, зачастую Башмет предпочитает как раз одновременно играть на инструменте и дирижировать. Эдакий «фокус» привносит изюминку в концерт, публика неистовствует, а внимание критики несколько притупляется, и становятся менее заметны объективные неудачи в выборе репертуара и особенно в исполнении.

А неудач, тем не менее, немало. Концерт в рамках тура, посвящённого 25-летию коллектива, в стенах Московской консерватории, родной для большинства ансамблистов, с официальными поздравлениями от правительства – это должно было быть мероприятие поистине фееричное и запоминающееся. Но если две трети публики уходит в антракте, а оставшиеся слушатели начинают покидать зал прямо во время звучащей музыки, значит, «что-то неладное творится в датском королевстве».

Первой проблемой концерта стала очень странная последовательность произведений в программе. На миг создалось впечатление, что перепутались два отделения – настолько нелогичным выглядело серьёзное и местами даже трагичное второе отделение по сравнению с праздничным и «цирковым» первым.

Юбилей «Солистов Москвы»

Фото Михаила Брацило

Открылся концерт премьерой, произведением, написанным специально для юбилея ансамбля. Молодой московский композитор Кузьма Бодров, с которым Башмет сотрудничает уже довольно долго, прославил юбиляров в Gloria для хора и камерного ансамбля. Хорошая, свежая музыка прозвучала, увы, достаточно сыро в исполнении Капеллы имени Юрлова и ансамбля, несмотря на заинтересованность и включённость как инструменталистов, так и, в особенности, артистов хора – но, видимо, в этом и был минус мировой премьеры.

Концерт начался сразу с музыки, без вступительных речей, и это было логично – музыка должна говорить сама за себя. Но очень быстро стало ясно, что главная роль в вечере будет отведена вовсе не звукам, а тексту. И даже приветственная речь министра культуры и обращение президента не так обратили на себя внимание, как это получилось с конферансом Юрия Башмета.

Именитый альтист и дирижёр, разумеется, был хозяином вечера, но ведение концерта оказалось вовсе не его жанром. Шутки, анекдоты, байки о гастролях коллектива, ежеминутные напоминания о недавно завоеванном «Грэмми» – всё это было бы уместно на банкете после концерта, но никак не во время его. Либо же для этого нужно было избрать другой, менее академичный зал, так как в стенах Московской консерватории подобное выглядело как минимум нелепо.

Проекты, в которых дирижёры ведут свои программы, – не редкость (вспомнить хотя бы замечательные концерты Геннадия Рождественского и Владимира Юровского), но это должно быть идеально продумано и структурировано – иначе возникает невольная мысль о том, что музыкант берётся не за своё дело. Сравнение напрашивается даже несмотря на совершенно разные цели дирижёров: если Рождественский в своих проектах рассказывает о серьёзной музыке, то для Башмета это лишь юбилейный бенефис. Но и в таком, казалось бы, несложном деле нужно говорить лаконично и по делу, что не получилось.

Программа первого отделения должна была, по-видимому, продемонстрировать абсолютно все возможности оркестра. После Бодрова прозвучали отрывки из Трио-сонаты и Тройного концерта Шнитке – замечательная музыка, умная, тонкая и в очень хорошем исполнении, где чувствовался многолетний опыт работы композитора с ансамблем. Небольшой блок из классиков – Прокофьева и Грига (три Мимолетности и Песня – миниатюры, прозвучавшие удивительно вкусно и изящно) – сменился блоком джазово-эстрадным. Фрагмент из Джазовой сюиты Игоря Райхельсона для альта, саксофона, струнного оркестра и рояля прозвучал абсолютно блестяще, что и не могло быть по-другому с таким звёздным составом (солировали Башмет, Райхельсон и Игорь Бутман).

Юбилей «Солистов Москвы»

Фото Михаила Брацило

А завершилось первое отделение, длившееся более двух часов и безумно растянутое, «Карнавалом животных» Сен-Санса, ставшим, пожалуй, самым ярким номером всего концерта. Это был ещё один общий проект Башмета и Константина Хабенского – наряду с прекрасным спектаклем «Не покидай свою планету» по Сент-Экзюпери. Хабенский великолепно исполнил роль чтеца, озвучив текст, написанный самим Сен-Сансом и блистательно переведённый Дмитрием Быковым, а в одном номере даже «помог» играть пианисту Ивану Рудину, в то время как дирижёр сыграл в четыре руки с дочерью Ксенией Башмет. Получилась настоящая феерия, и, безусловно, этим концерт должен был закончиться – публика пришла в восторг, устроила овацию и задарила дирижёра цветами.

Превзойти такой успех было нереально, но вполне можно было остаться на том же уровне. Увы, это не удалось. Все три произведения второго отделения – Финал «Камерной симфонии» Свиридова, Ноктюрн Чайковского и квартет «Смерть девушки» Шуберта – Малера – без сомнения, гениальная музыка, и исполнены все сочинения были мастерски. Но общий спад динамики концерта, усиленный долгими текстами ни о чём, сыграл свою роль – и внимание публики очень быстро угасло. Достаточно сложная музыка Свиридова, скорбный Ноктюрн, посвящённый памяти виолончелистки Натальи Шаховской и, в особенности, завершивший программу квартет после джаза и фокусов в Сен-Сансе никак не могли быть услышаны.

Музыканты при всём желании не могли спасти ситуацию – хоть профессионализм их чувствовался в каждом произведении, благодаря чему отлично получились контрасты в исполнении столь далёких композиторов. Скорее всего, получилось это ещё и благодаря тому, что ансамбль получил право играть на уникальных инструментах работы итальянских мастеров из Государственной коллекции. Но в наименьшей степени качеством звучания ансамбль оказался обязан дирижёру – постоянно складывалось впечатление, что музыка создается не благодаря, а вопреки Башмету.

«Солисты Москвы» оказались поистине замечательными солистами, но ансамбля, по сути, не получилось. Это и не удивительно – ведь с дирижёром, который делает на сцене всё что угодно, кроме дирижирования, по-настоящему достойное звучание не получится.

 

Все права защищены. Копирование запрещено