Юбилеи великих: Шостакович, Прокофьев, Шекспир. Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Мемориальная квартира Святослава Рихтера, ведущая активную музыкально-театральную жизнь, в этом сезоне отметила сразу три юбилея: 110-летие со дня рождения Дмитрия Шостаковича, 125-летие Сергея Прокофьева и 400-летие со дня смерти английского классика Уильяма Шекспира, сыграв любопытный спектакль «Прокофьев и Шостакович. Диалоги с Шекспиром». Его авторы и участники – студенты Лаборатории Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, постановщик Андрей Маник. За музыкальную часть отвечал Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) в составе: Михаил Дубов, Мона Хаба (фортепиано), Олег Танцов (кларнет), Дмитрий Герман (скрипка), а также певцы Софья Ефимова (меццо-сопрано) и Андрей Капланов (бас-баритон). Звучала музыка Прокофьева и Шостаковича к трагедиям Шекспира и его сонетам.

Ведущими спектакля, представлявшими музыку, были сами композиторы – Сергей Сергеевич Прокофьев (Николай Яськевич) и Дмитрий Дмитриевич Шостакович (Сергей Окунев). Молодые и задорные, они появились перед зрителями, легко пикируясь друг с другом словами и воображаемыми шпагами, и пригласили их в свой музыкальный мир, основанный на драматургии Шекспира.

Первым был Прокофьев (Яськевич), кратко поведавший о непростой истории жизни на театральной сцене своего балета «Ромео Джульетта» по трагедии Шекспира. Написанный в 1936 году, балет, по разным идейным соображениям, впервые был поставлен в СССР только в 1940 г. на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (балетмейстер Леонид Лавровский). В Москве, в Большом театре, он появился еще позднее – в 1946. Злые языки придумали фразу: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете», которую время опровергло полностью. Сегодня «Ромео и Джульетта» – балетная классика, которая ставится по всему миру. Зрители услышали фрагменты из сюиты: «Джульетта-девочка», «Маски» и «Танец рыцарей» в переложении В. Прорвича для кларнета и фортепиано, которое исполнили Олег Танцов (кларнет) и Михаил Дубов (фортепиано). Музыка Прокофьева захватила слушателей своей танцевальностью и богатством выразительных средств.

Прокофьев и Шостакович

Шостакович (Окунев) предложил послушать сюиту из музыки к спектаклю Ленинградского драматического театра «Гамлет» по Шекспиру, поставленному Сергеем Радловым в 1938 году. Прозвучали части «Ночной дозор», «Сцена Гамлета с мальчишками», «Пастушеский рожок» и самые запоминающиеся – «Сцена с флейтой» и «Охота». Это была музыкальная премьера, сюиту сыграли Дмитрий Герман, Олег Танцов и Михаил Дубов в переложении Олега Танцова для трех инструментов: скрипки, кларнета и фортепиано.

Познакомились зрители и с еще одной сюитой из музыки к спектаклю «Гамлет» – теперь уже Прокофьева, которую композитор написал для Театра им. Е. Вахтангова в постановке Николая Акимова в 1932 г. Другой режиссер – и другие акценты! По замыслу Николая Акимова, основная интрига шекспировской пьесы – борьба молодого принца за престол. Гамлет в спектакле театра им. Вахтангова – живой человек, весельчак и шутник, и играл его комедийный актер А. Горюнов. Отсюда и иная музыка: «Гавот», «Призрак Гамлета-отца» и «Пантомима», которую в переложении В. Блока и Р. Леденева для фортепиано в четыре руки очень энергично сыграли Михаил Дубов и Мона Хаба. Затем Софья Ефимова спела две песни Офелии из этого же спектакля.

Юбилеи великих: Шостакович, Прокофьев, Шекспир. Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Очень яркое впечатление оставил бас-баритон Андрей Капланов, выступивший в финале спектакля. Сначала он исполнил десять песенок Шута в переводе С. Маршака, которые были написаны Дмитрием Шостаковичем для спектакля «Король Лир» по трагедии Шекспира (он был поставлен Григорием Козинцевым в Ленинградском БДТ им. Горького 24 марта 1941 г.). Работая над музыкой к спектаклю, композитор писал: «В »Короле Лире» меня восхищает и волнует образ Шута. Без него трагедия Лира и Корделии не прозвучала бы так потрясающе». Зная склонность Шостаковича к сатире, остроте и сарказму, не удивляешься, что он наделил этими качествами своего Шута. Андрей Капланов оказался не просто хорошим певцом, но и отличным актером. Он сумел донести до слушателей острый язычок своего героя, его едкие насмешки и мрачный юмор. Сонет № 66 Шекспира – Шостаковича певец наполнил глубокими раздумьями о жизни и смерти.

Час с небольшим, что шел спектакль «Прокофьев и Шостакович. Диалоги с Шекспиром», пролетел незаметно. Жаль было расставаться с богатым духовным миром великих юбиляров и замечательными талантливыми авторами и исполнителями спектакля. Тем более что этот вечер оказался и прощанием со спектаклем. Его показали всего два раза: в мае в день рождения Сергея Прокофьева и 1 октября в честь 110-летия Дмитрия Шостаковича.

 

Фото Татьяны Гонтарь