Марис Янсонс и симфонический оркестр Баварского радио

Марис Янсонс и симфонический оркестр Баварского радиоВ Вене на сцене Золотого зала Музикферайн состоялись выступления симфонического оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса. Австрийская столица стала первым городом на пути европейских гастролей мюнхенского коллектива.

Оркестр Баварского радио открыл свою первую программу музыкой малоизвестного чешского композитора XX века Владимира Соммера.

Известна любовь Мариса Янсонса к чешской музыкальной культуре. Сколько маэстро ни дирижировал сочинений Дворжака, Сметаны, Яначека, Сука, он всегда находит какие-то диковины. И в этот раз таким раритетом стала оркестровая увертюра Владимира Соммера «Антигона», соч. 1957 года, по трагедии Софокла. Модернистский язык партитуры отсылает к раннему Прокофьеву, в нем обнаруживается немало параллелей со «Скифской сюитой», а также заметно влияние Шостаковича. Честь и хвала Марису Янсонсу за такое открытие (и отчасти реверанс его предшественнику, Рафаэлю Кубелику – чешскому дирижеру, посвятившему половину жизни симфоническому оркестру Баварского радио)!

Редко какой из венских концертов Янсонса обходится без музыки обожаемого им Малера. В разное время на сцене Золотого зала мне довелось слушать под управлением маэстро Вторую (с оркестром Консертгебау), Третью (с Венской филармонией), Первую, Четвертую, Пятую симфонии (с оркестром Баварского радио).

В первом концерте нынешнего тура прозвучал вокальный цикл «Песни об умерших детях» на стихи Фридриха Рюккерта. Ввиду болезни Вальтрауд Майер, которая планировала участвовать в концерте, сольную партию исполнила не менее известная малеровская контральто Герхильда Ромбергер.

Завершила вечер «лебединая песня» Сергея Рахманинова – Симфонические танцы, соч. 45. Оркестр Баварского радио под чутким руководством Мариса Янсонса порадовал великолепным звучанием, сбалансированной эмоциональной игрой.

Публика Золотого зала устроила продолжительные овации оркестру и маэстро Янсонсу, неоднократно вызывая его на сцену. На бис прозвучали: Музыкальный момент, соч. 94 № 5 Франца Шуберта (в оркестровке Эрнесто Тальяферри) и финал сюиты из музыки балета «Чудесный мандарин» Белы Бартока.

На следующий день Марис Янсонс продирижировал Девятую симфонию Густава Малера.

Марис Янсонс и симфонический оркестр Баварского радио

Симфонический оркестр Баварского радио и меццо-сопрано Герхильда Ромбергер

Вена – город с вековыми малеровскими традициями. В разное время на сцене Золотого зала Музикферайн симфонии австрийского композитора звучали под управлением таких корифеев дирижерского искусства, как Бруно Вальтер, Леонард Бернстайн, Рафаэль Кубелик, Карлос Кляйбер, Георг Шолти и Зубин Мета. Сегодня эту линию успешно продолжает Марис Янсонс, почетный член Общества друзей музыки в Вене. Дирижер регулярно дает концерты на сцене Музикферайна как с Венским филармоническим оркестром, так и со всемирно известными коллективами Германии и Нидерландов.

Марис Янсонс: «Грандиозный зал, в котором музыка постоянно живет. Здесь выступают потрясающие артисты, на сцене Музикферайна царит невероятная энергия. Ощущение близости публики, внутренний контакт нас с ней связывает, когда мы находимся на сцене. Я также еще хочу отметить, что имел счастье учиться в Вене у Ганса Сваровского, в то время я бывал в Золотом зале на репетициях известных дирижеров. Так что эта сцена для меня является еще одним родным домом, равно как и Большой зал Петербургской филармонии».

Сто пять лет назад в Золотом зале Вены под управлением Бруно Вальтера впервые была исполнена Девятая симфония Малера. Исполнение прощальной симфонии австрийского гения состоялось спустя год после его кончины. Марис Янсонс с музыкантами симфонического оркестра Баварского радио отдали дань памяти великому композитору.

Густав Малер во время сочинения Девятой симфонии чувствовал близость конца своей жизни, и это не могло не отразиться в музыке произведения. В философской трактовке Мариса Янсонса поздняя симфоническая фреска Малера стала своего рода альфой и омегой пройденного человеком земного пути с его радостями и невзгодами, надеждами и иллюзиями. Каждая нота была выстрадана дирижером, чье прочтение было отмечено бережным сохранением авторского текста, предельным вниманием к штрихам и деталям партитуры.

 

Вена (Австрия)

Специально для Музыкальных Сезонов