Ян СибелиусМузыка к театральным постановкам – жанр особый. Создаваясь изначально как нечто «прикладное», она может отделиться от спектакля, к которому была написана, и начать свою собственную сценическую жизнь. Так, давно сошла со сцены трагедия Генрихи-Йозефа Коллина «Кориолан» – но по-прежнему исполняется увертюра Людвига ван Бетховена, написанная к ней. Не так уж часто ставится пьеса Генрика Ибсена «Пер Гюнт» (при всех своих достоинствах она достаточно сложна для сценического исполнения) – но гораздо чаще исполняется одноименная симфоническая сюита Эдварда Грига. Нечто подобное произошло и с музыкой финского композитора Яна Сибелиуса, созданной им в 1903 г. к драме драматурга-соотечественника Арвида Ярнефельта «Смерть». Мало кому за пределами Финляндии сегодня известен сюжет этой пьесы, но один из фрагментов музыки к ней стал самым знаменитым сочинением Сибелиуса – мы говорим о «Грустном вальсе».

С Арвидом Ярнефельтом Ян Сибелиус познакомился еще в конце 1880-х гг., будучи сокурсником его младшего брата в Музыкальном институте. Драматург и музыкант стали друзьями, а впоследствии их дружба перешла в родственные отношения: сестра Ярнефельта стала супругой Сибелиуса.

Но вернемся к драме Ярнефельта. Как явствует из заглавия, драматург поднимает в этом произведении вопрос, который не перестанет волновать человечество никогда – что есть смерть, может ли человек что-то ей противопоставить? Этот вопрос решает для себя главный герой пьесы Паавали. Первая встреча со смертью происходит в начале пьесы, когда умирает его мать. В течение всего последующего действия он пытается убедить себя, что смерти нет, но единственное, что он может противопоставить ее безраздельной власти – это добрые дела. Паавали заботится о больной старухе, живущей в лесной избушке, (в благодарность он получает от нее волшебное кольцо, которое помогает ему найти любовь). Он помогает односельчанам, создает в родной деревне детский сад. Его дела не всегда встречают понимание со стороны жены Эльзы – ведь на благотворительность уходят деньги, которые нужны семье. Но однажды Паавали погибает во время пожара. В последние минуты жизни он видит смерть, явившуюся за ним в облике матери – как некогда явилась она за матерью в облике отца Паавали… Односельчане, помнящие его добрые дела, утешают вдову: Паавали жив в человеческих сердцах.

Знаменитый вальс звучит в первой картине, когда юноша дремлет у постели умирающей матери. На фоне безжизненно-медленной пульсации зарождается из жалобной малой секунды и разворачивается протяженная мелодия, словно с трудом преодолевающая оцепенение, мажорные «блики» просвечивают сквозь ее минорный колорит. Но вот вальсовая пульсация становится более оживленной – хотя в ее ритме сохраняется нечто от похоронного марша. Появляется гибкая, полетная мелодия (героиня поднимается с постели – ей кажется, что она на балу, в белом одеянии – словно в бальном платье – мечется она по комнате в танце, простирая руки к кому-то невидимому). Дирижер Вилли Ферреро называл эту светлую, исполненную жизни мелодию «солнечным лучом, всплывающим из мрака», но оживленное танцевальное движение словно «разбивается» о мертвенную неподвижность вернувшейся первой темы. Сопоставляются две темы – и вторая кажется теперь еще более живой, устремленной, но в ее развитие вторгаются «стонущие» хроматические интонации (комната наполняется призрачными танцорами, героиня пытается привлечь их внимание, но никто из них – словно намеренно – не смотрит на нее). Интонации эти, «взлетающие» все выше при одновременном ускорении темпа, приобретают сначала трагическое звучание, затем – исступленное (призрачные танцоры вовлекают женщину в вихрь вальса). Вновь звучит первая тема – но теперь она кажется слабой и безжизненной, зловещая сила звучит в сопровождающих ее «механически» повторяющихся басовых ходах, обрекающих на смерть все живое (героиня видит среди танцующих своего покойного мужа – но это смерть пришла за нею в его облике). Звучание обрывается нисходящим секундовым ходом на неустойчивый звук (женщина падает без сил, окруженная призрачным хороводом). Обреченно «договаривают» струнные последнюю фразу темы, с которой начинался вальс. Призрачно звучат безжизненные аккорды скрипок.

Вальс – первый, но не единственный номер музыки к драме «Смерть» – например, в четвертом номере (кратком, но ярком) очень выразительна имитация крика журавлей, в котором герою слышится голос его покойной матери… Но после кардинальной переработки, которой Ярнефельт подверг свое творение в 1911 г., большинство музыкальных номеров уже не вписывалось в сюжет – остался только вальс. Он настолько полюбился публике, что Сибелиус переработал его для концертного исполнения и издал под французским заглавием Valse triste – «Грустный вальс». В таком виде и под этим названием вальс приобрел популярность в качестве концертной пьесы.

Все права защищены. Копирование запрещено