Одна из самых известных и титулованных балерин мирового балета, прима Мариинского театра Диана Вишнёва избрала Москву главной сценой своего авторского именного фестивального проекта «Context. Diana Vishneva», ставшего заметным явлением отечественной танцевальной жизни.

 

Диана Вишнёва и Дарья Павленко

Московская премьера музыкально-пластического действа «Дуо» прошла на сцене РАМТа. Автор идеи и хореограф Павел Глухов, питомец и открытие «Context’а», поставил в духе времени и реалий   спектакль-дуэт Дианы Вишнёвой с ее коллегой по Мариинскому театру прима-балериной Дарьей Павленко, также давно пробовавшей себя за рамками классического танца и даже сотрудничавшей с Танцтеатром Пины Бауш в Вуппертале. Театралы хорошо помнят творческие искания и бенефисы Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко, устраивавшиеся в контексте фестиваля «Мариинский». Пластически и актерски это балерины такого класса, когда в искусстве можно говорить об интерпретации.

Алексей Ретинский в звуковой партитуре «Дуо» соединил электронную музыку и фольклор в виде русских народных песен, обрядовых и хороводных. За музыкальное сопровождение отвечают певцы   musiсAeterna folk и трио солистов оркестра musiсAeterna Вадим Тейфиков (скрипка), Раббани Алдангор (виолончель) и Александра Листова (фортепиано).

Диана Вишнёва и Дарья Павленко

В качестве сценографа выступил сам хореограф Павел Глухов, повесив высоко над сценой огромный диск белой луны, «богатой силою внушенья», а на сцене разместил углом стоящие две стены и трапециевидный камень, представляющий некий темный постамент. Светлана Тегин одела Вишнёву и Павленко в броню черных одеяний-мантий, скинув которые танцовщицы оставались в невесомых длинных платьях телесного цвета. Они словно сбрасывали друг с друга «сизифов камень», тем самым обретая в смысле существования и творчества свой смысл, свой путь, свою свободу и свою значимость.

Спектакль начинается с музыкальной интродукции. Тут правят бал маленький оркестр и певцы, облаченные в монашеские темные длинные балахоны с апостольниками. Они появляются под электронный гул сдержанной поступью из тьмы сцены. Мрачная атмосфера музыки и таинственные человеческие силуэты создают субстанцию, рождающую звуки будто из бездны прошедшего. И из этой изначальной музыки является его величество танец в лике женского дуэта.

Диана Вишнёва и Дарья Павленко

Связанные воедино, словно в изваянии, фигуры двух балерин знаменуют начало пластической дуо-мистерии. Обе артистки как alter ego – «второе я» друг друга. В дуалистичном альянсе-противостоянии, будто отражаясь друг в друге, они в танце погружаются в трансформацию личностей до степени духовного обновления.  Движения обеих танцовщиц, кажется, напитаны истоками современного танца и модерна. Корни этого танца прорастают из сочинений великих предшественников.  В хореотексте Глухова нет прямых цитат, но тут зримо присутствует аромат хореографии и Вацлава Нижинского, и Марты Грэм. Лексика диалога танцовщиц изобилует па современного танца, кружениями, оригинальными поддержками, нюансами и штрихами исполнительского «дыхания» и артикуляции. В кульминационный всплеск Вишнёва в один миг срывает платье с Павленко, которая остается в купальнике телесного оттенка. Сорван покров, как короста, как внешний окаменевший слой, обнажив человека, оставив беззащитным как оголенный нерв.   Далее следует полный драматизма исповедальный монолог Дарьи у отвесной стены: она цепляется за нее руками и сползает по ней подобно стекающему времени на полотнах Сальвадора Дали. Затем в последовавшем своем соло Вишнёва с каким-то неистовством погружается в полифонические аспекты собственных эмоций и переживаний.

Диана Вишнёва и Дарья Павленко

Белый диск луны оттеняет темные и светлые аспекты омута их личности, абрис тени душевных драм и сильных потрясений. Глубоко затрагивающий личное танец отражает бездонность чувств, мыслей, ворошит тайник души. Пластический дуо-континуум словно перетекает из одного тела в другое, а в двух соло каждая индивидуальность самовыражается так, что мы видим их неповторимую артикуляцию внутреннего движения. Обе предстают то экзотическими фантасмагорическими существами, а то реальными современницами.

Диана Вишнёва

У артисток не только удивительная совместимость физики, но и эмоциональная, и психологическая гармония. Обе интуитивно устремляют свой внутренний ритм по направлению единого дуо-дыхания и чутко дополняют друг друга. Освобождение от одежд словно помогает проходить тернистый путь от интроверсии к экстраверсии. Они танцуют экстатически, заряжая артистическим энтузиазмом публику. Креативная свобода движения, душевная спонтанность, сенситивный комфорт полутонов растворены в поэтическом звучании их дуэта. Если остановить движение этого дуо, то получился скульптурный стоп-кадр редкой выразительности.

Дарья Павленко

Полная драматизма, как ниспадающий водопад, цветовая партитура спектакля претерпевает изменения трижды: от белого полнолуния через кроваво-красную набатность до полной черной тьмы, как уход в новую неизвестность или в столь глубокие лабиринты личного, из которых уже нет возврата.


Сцена из спектакля «Дуо»

 

 

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Context. Diana Vishneva».

Авторы фото – Юлия Михеева, Марк Олич