«Сегодня до полуночи я еще маэстро Верди, а после снова превращусь в крестьянина из Сант-Агаты», – так говорил Джузеппе Верди в день триумфальной премьеры «Отелло». Он считал свой творческий путь завершенным, но друзья были другого мнения и просили его написать еще одну оперу – на сей раз комическую. На это композитор отвечал, что сорок лет искал подходящее либретто для комической оперы, но теперь уже поздно об этом задумываться.
Действительно, на протяжении своей предшествующей полувековой творческой деятельности Верди обратился к жанру комической оперы лишь однажды – в 1840 году, это была опера «Король на час» («Мнимый Станислав»), его второе произведение в оперном жанре. Поистине, нельзя было найти худшего времени для создания комической оперы – в тот год композитор похоронил двух детей, а затем и жену – неудивительно, что опера оказалась неудачной, и провал был таким сокрушительным, что премьерный спектакль даже не удалось доиграть до конца. На Верди это произвело столь удручающее впечатление, что он разуверился в своем таланте и хотел никогда больше не писать опер… к счастью для исполнителей и публики, он так не поступил, но к жанру комической оперы не решался подступить много лет. И вот, «под занавес» композиторской карьеры, он решается взять этот рубеж.
Выбор вновь пал на Уильяма Шекспира, который, как известно, создавал не только трагедии. Но если предыдущая шекспировская опера основывалась на признанном шедевре, то пьесу «Виндзорские проказницы» нельзя причислить к самым популярным творениям английского драматурга – многие литературоведы склонны считать ее неудачей Шекспира и даже сомневаться, все ли в комедии написано им самим. Тем не менее, Джузеппе Верди пьесой интересовался, в особенности же привлекал его образ центрального персонажа – старого ловеласа сэра Джона Фальстафа. Либретто написал Арриго Бойто – Верди получил его в ноябре 1890 года, одобрил и принял почти без изменений.
Тем не менее, в процессе работы над оперой, получившей название «Фальстаф», композитора одолевали сомнения. Он чувствовал, что уже не может – как в былые годы – работать над партитурой по двенадцать часов в сутки, называл свои планы «безумием», а на вопросы корреспондентов, осаждавших знаменитого композитора, отвечал, что оперу пишет для себя и не уверен, закончит ли ее. Сомневался Верди и в том, подойдет ли произведение для большой сцены: «Думаю, что вместо «Ла Скала» «Фальстафа» следовало бы поставить в Сант-Агате», – говорил он.
Опера «Фальстаф» занимает особое место в творчестве Джузеппе Верди, и не только потому, что она стала последним творением великого композитора. Ее веселая буффонада заставляет вспомнить о традициях итальянской оперы-буффа, но присутствует и нечто новое, не характерное для этого жанра – речевая выразительность, которая раскрылась еще в «Отелло», при этом выразительная декламация так легко и естественно переходит в кантилену, что указать грань между тем и другим практически невозможно. Наряду с диалогическими сценами в опере немало изящных ансамблей: квартет кумушек, возмущающихся притязаниями Фальстафа, весьма сложный, но покоряющий своей прозрачностью нонет.
Некоторые темы связаны с определенными действующими лицами или сценическими ситуациями: грациозный мотив Алисы, мотив погони ее супруга за Фальстафом. Примечательно, что характеристика центрального действующего лица – Фальстафа – обходится без лейтмотивов: в таком многогранном образе они были бы лишними.
Сэр Джон Фальстаф – обедневший дворянин, обжора и пьяница, ловелас и циник, но в таком, казалось бы, отталкивающем персонаже немало привлекательных черт – жизнерадостность, сообразительность, предприимчивость. Весьма выразительная характеристика главного героя дана уже в открывающей оперу теме, которая кажется одновременно тяжеловесной и веселой. В задорной песенке «Если ночью по тавернам» раскрывается беспечность и жизнелюбие Фальстафа в первом акте, в его дуэте (точнее, диалоге) с Квикли во втором. Вместе с тем, в уста героя вкладывается в третьем акте сосредоточенный и даже скорбный монолог.
О связи оперы «Фальстаф» с традициями итальянской оперы-буффа свидетельствует и такой прием, как пародирование серьезных жанров. Например, наставления Фальстафа проворовавшимся собутыльникам («Воруйте вежливо и с тактом») преподносятся в виде «благообразной» хоральной мелодии, а свое «необъятное брюхо» пьяный герой восхваляет под величественные фанфары, заставляющие вспомнить об образе Вальгаллы из вагнеровского «Кольца нибелунга».
Несмотря на все сомнения, Джузеппе Верди завершил оперу «Фальстаф» летом 1892 года, а в феврале 1893 года состоялась премьера в театре «Ла Скала». Спектакль обернулся чествованием престарелого композитора, создавшего по-юношески жизнерадостное произведение.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев