6 июня в Московском международном Доме музыки состоялся единственный в столице концерт аргентинского гитариста Гонзало Бергара и его акустического квартета The Gonzalo Bergara Quartet

Фото: Виолетта Неваляная

При словосочетании «цыганская музыка» российскому человеку сразу представляется группа поющих и играющих на гитаре людей, женщины в разноцветных юбках и характерным образом завязанных на голове платках, мужчины в шляпах, ярких рубашках и жилетах. Но только ли такой может быть цыганская музыка? Вы что-нибудь знаете о таком жанре музыки, как цыганский джаз?

В нашей стране такой вид музыки встречается нечасто. И это не удивительно, дело в том, что Gipsy Jazz (цыганский джаз) иначе называется джаз-мануш. Словом «мануш» называют франкоязычных представителей цыганского народа, а на территории бывшего СССР живут представители иной ветви цыган – рома. Именно с ними мы и сталкиваемся в своей повседневной жизни.

6 июня в Московском международном Доме музыки состоялся единственный в столице концерт аргентинского гитариста Гонзало Бергара и его акустического квартета The Gonzalo Bergara Quartet. В составе: Гонзало Бергара, Роберт О’Рурк (акустические гитары), Дейзи Кастро (скрипка) и Пол Видерка (контрабас). Музыканты впервые приехали в Россию с небольшим туром.

Лидер квартета Гонзало Бергара работает в жанре Gipsy Jazz и считается прямым последователем Джанго Рейнхардта – первого музыканта, популяризировавшего этот жанр музыки.

У этого направления джаза есть несколько характерных музыкальных особенностей.

Во-первых, большая роль отведена акустической гитаре: она исполняет солирующую партию. В качестве сольных инструментов могут использоваться также скрипка, аккордеон, кларнет и саксофон. Вторая гитара (тоже акустическая), благодаря особому приёму игры на ней, выполняет роль перкуссии. Таким образом, в ударных инструментах джаз-мануш не нуждается.

Во-вторых, использование венгерской (или цыганской) гаммы, хроматизмов и обыгрывании аккордов через квартовый ход.

В-третьих, в ритмике цыганского джаза выделяется слабая доля и мелодия свингуется.

Всё это ярко отражено в творчестве Гонзало Бергара. У музыканта классический для жанра состав: две гитары, скрипка и контрабас. В музыке отчётливо слышны цыганские мотивы и венгерская гамма. Правда, дают о себе знать и этнические корни музыканта. Жанры аргентинского танго и испанского фламенко своими страстными танцевальными ритмами вливаются в джаз-мануш, придавая ему драматизма и остроты.

Важно отметить, что несмотря на то, что в музыке Гонзало Бергара много от классического цыганского джаза, он добавляет к нему и элементы других жанров: рок-н-ролла, блюза, танго, фламенко. Именно это, я думаю, не даёт зрителям на концерте скучать.

Бергара многогранный музыкант. Это становится понятно не только когда вслушиваешься в его музыкальные миксы, но и когда слышишь на его концерте авторскую академическую музыку. По признанию самого гитариста, он любит классическую музыку и поэтому пробует себя в данном жанре. На московском концерте квартет Гонзало Бергара исполнил пьесу «Июнь и август» в жанре академической музыки. И знаете, мне понравилось. Такую современную академическую музыку я бы с радостью слушала. Бергара использовал современные средства музыкальной выразительности, но его музыка не режет слух, не отталкивает надуманной сложностью. Она такая же «общительная», как и сам музыкант.

Кстати, об общительности. Бергара невероятно коммуникабельный и располагающий к себе. Он с радостью общался со зрителями и во время концерта, отвечая на реплики из зала, и после мероприятия; пытался шутить, рассказывать весёлые истории, благодарил своих поклонников и даже пел блюз.

Честно говоря, в начале концерта мне показалось, что музыка The Gonzalo Bergara Quartet хоть и весёлая, но достаточно однообразная. А когда я немного «вошла» в эстетику, услышала жанровое разнообразие нюансов, то почувствовала себя героиней фильма Эмира Кустурицы.

Музыканты действительно смогли создать в зале непринуждённую, расслабляющую атмосферу. На мой взгляд, Камерный зал московского Дома музыки способствует этому. Мне он всегда нравился гораздо больше, чем Большой зал. В нём меньше людей, он создаёт ощущение, что между тобой и музыкантами практически нет расстояния, и это настраивает на дружескую, домашнюю атмосферу. А публика всегда чувствует такие вещи. Думаю, это во многом способствовало бурным овациям, которыми зал провожал музыкантов стоя.

 

Все права защищены. Копирование запрещено