На берегах Невы завершился Седьмой международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира»
Осеннюю музыкальную жизнь Санкт-Петербурга ежегодно украшает традиционный международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира». В этом году он прошел в седьмой раз на сценах филармонических залах северной столицы и собрал немало поклонников музыкальной классики.
За прошедшие годы фестиваль прочно укрепил свои позиции на карте музыкальных событий Санкт-Петербурга. И в этом несомненная заслуга его художественного руководителя, президента филармонического общества Санкт-Петербурга Бориса Березовского.
Борис Березовский: «Мы давно мечтали о подобном фестивале, ведь камерную музыку сегодня в городе не так часто можно услышать. А когда-то, в прежние времена, в Петербурге гастролировали выдающиеся исполнители. Это было что-то невероятное! Я никогда не забуду, например, Курта Зандерлинга в Большом зале филармонии – сам за клавесином и с камерным оркестром, или Рудольфа Баршая со Святославом Рихтером за роялем; хорошо помню концерты Михаила Ваймана и Филиппа Хиршхорна в ансамбле с Марией Карандашовой; блистательные пианистки Тамара Фидлер и Софья Ватман с вокалистами – это были незабываемые концерты. А если вспомнить квартетные вечера – залы были битком! Все эти артисты играли невероятно здорово! Попасть на их выступления в зал было равнозначно получению звания. А сегодня очень многие музыканты просто платят за аренду и получают зал. При этом планка качества сразу падает. А в камерном исполнительстве – как? Если меньше градус, то лучше бы артист не играл вообще. Ведь публика всегда чувствует искреннее исполнение, когда царит высокое мастерство. Это, безусловно, цепляет за душу. И мы назвали нашу «Серебряную Лиру» фестивалем не камерной музыки, а камерного исполнительства, подчеркивая, что именно это главное. Мы не диктуем исполнителям, что им играть. Прежде всего, мы задумали сделать такой фестиваль, в котором бы участвовали европейские камерные коллективы, как правило, которые впервые выступают в Петербурге».
В восьми концертах фестиваля выступили талантливые музыканты из Австрии, Израиля, Чехии, Франции, Германии, Турции и России.
На открытии в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии публика слушала игру замечательных музыкантов: скрипача и альтиста Юлиана Рахлина в ансамбле с пианистом Итамаром Голаном. В их исполнении прозвучали произведения Роберта Шумана, Иоганнеса Брамса, Клода Дебюсси и Сезара Франка.
Пять следующих вечеров прошли в Малом зале им. М.И. Глинки.
Известный чешский ансамбль Guarneri Trio Prague не впервые принимает участие на фестивале «Серебряная лира». В этот раз артисты ансамбля: Иван Клански (фортепиано), Ченек Павлик (скрипка) и Марек Йерие (виолончель) обратились к музыке Йозефа Сука, Бедржиха Сметаны и Иоганнеса Брамса.
Открытием для петербургской публики стало имя чешского пианиста Павла Кашпара, который включил в программу своего выступления наряду с произведениями Бедржиха Сметаны и Фредерика Шопена искрометные «Мимолетности» и виртуознейшую Седьмую сонату Сергея Прокофьева.
Цикл виолончельных сонат Людвига Ван Бетховена с его же вариациями на темы из опер Генделя и Моцарта исполнил знаменитый французский виолончелист Марк Коппе (участник легендарного квартета Изаи) в ансамбле с петербургским пианистом Петром Лаулом.
Еще один памятный музыкальный вечер фестиваля – участие знаменитого Бамбергского трио в составе: Илонка Хайлингло (фортепиано), Евгений Жук (скрипка) и Александр Хюльсхофф (виолончель). На сцене Малого зала им. Глинки Петербургской филармонии музыканты представили чудесную романтическую программу, составленную из произведений Камиля Сен-Санса, Роберта Шумана и Франца Шуберта. Безупречное чувство ансамбля, выразительность интонаций и мелодических фраз отличают этот удивительный музыкальный коллектив.
Финальным аккордом «Серебряной лиры» стало выступление в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии турецких музыкантов. Композитор и пианист Фазиль Сай со своим коллегой по сцене дирижером Ибрагимом Ясыджи выступил в сопровождении камерного состава Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии исполнил фортепианные концерты № 21 до мажор, K.467 и № 23 ля мажор, K. 488 Вольфганга Амадея Моцарта, а также собственные сочинения — колоритную Камерную симфонию, соч. 62 и полный экзотики и национального фольклора Концерт № 2 для фортепиано и струнных «Шёлковый путь», соч. 4.
Фото Дмитрия Грибашева
Пока нет комментариев