(1858-1943)

Владимир Немирович-Данченко

Выдающийся отечественный режиссер, реформатор театра Владимир Иванович Немирович-Данченко появился на свет в 1858 году на Кавказе, где служил его отец-офицер. Детство будущего режиссера прошло в Тифлисе. Поблизости от дома, где жила семья, располагался театр, и мальчик увлекся театральным делом. Свои первые пьесы Владимир написал в одиннадцатилетнем возрасте, первый актерский опыт приобрел в театральном кружке. Обучению в гимназии увлечение театром не препятствовало: он учился прекрасно и даже занимался репетиторством. По завершении учебы он удостоился серебряной медали.

Закончив учебу, юноша отправляется в Москву и становится студентом физико-математического факультета, позднее – юридического. Будучи студентом, он не оставляет своего увлечения театром, играет в любительских спектаклях – и весьма успешно, но актерские способности свои Немирович-Данченко оценивал трезво. Он понимал, что внешность его не особенно хороша для сцены, пока это компенсируется молодостью – но ведь молодость уйдет… Если он хочет связать свою жизнь с театральным искусством, нужно искать себя в иной ипостаси.

Немирович-Данченко сотрудничает с различными журналами, будучи театральным критиком, а также создает пьесы. Его первую драму под названием «Шиповник» Малый театр поставил в 1882 г. В последующие годы создал он немало драм, они шли в Александринском театре. За две из них молодой автор был удостоен Грибоедовской премии. Проявляет он свой талант и в иных жанрах – рассказах, романах.

В 1891 г. Немирович-Данченко становится преподавателем Музыкально-драматического училища (ныне ГИТИС) на драматическом его отделении. Занимаясь этим делом, режиссер пришел к грустному выводу: искусство актерское, погрязшее в штампах, безнадежно отстало в своем развитии от литературы, оно нуждается в серьезных переменах… Но каких? Возможно, таких, на которые взял курс молодой режиссер Станиславский, за чьим творчеством Немирович-Данченко следит с живейшим интересом.

Историческая встреча двух театральных деятелей состоялась в 1897 г. в ресторане «Славянский базар». Воззрения режиссеров совпадали настолько, что за те восемнадцать часов, что длилась их беседа, они ни разу не поспорили.

И вот в 1898 г. два режиссера-новатора создают Московский художественный театр, начало деятельности его ознаменовалось постановкой «Царя Федора Иоанновича» Алексея Толстого. Заведуя репертуарной частью, Немирович-Данченко привлекает к сотрудничеству Антона Павловича Чехова, и в театре с большим успехом шла «Чайка», потерпевшая фиаско в Александринском.

В выборе произведений для сцены Немирович-Данченко большое внимание уделял творениям драматургов-современников. Он утверждал, что театр становится «академически мертвым», если замыкается в границах классического репертуара и не обращается к современности. Именно в этом театре впервые увидела свет рампы драма «На дне» Максима Горького. Автор утверждал, что уму и таланту Немировича-Данченко обязан половиной успеха.

Интересуясь творчеством современников, Немирович-Данченко не отказывался от классики. Одним из лучших его спектаклей стал «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира. Работая над этой постановкой, режиссер посетил Италию. Большое внимание уделялось созданию «характерных персонажей толпы». Режиссер адаптирует для сцены произведения писателей-классиков – например, «Братьев Карамазовых».

Немирович-Данченко в 1919 г. основывает Музыкальную студию. Целью его становится создание нового типа артиста – исполнитель, овладевший в равной степени и вокалом, и драматическим искусством, не столько певец, сколько «поющий актер». Репертуар студии, с 1925 г. именовавшейся Музыкальным театром В.И.Немировича-Данченко, отличался разнообразием. Наряду с «Периколой», «Корневильскими колоколами» и иными опереттами ставились классические оперные шедевры в смелой интерпретации. Например, «Травиата» была поставлена с новым либретто Веры Инбер: действие перенесено в Венецию, Виолетта стала актрисой, и умирала она не от чахотки, а совершала самоубийство. В основу сценического решения режиссера составило противопоставление главной героини хору, призванному воплощать образ «высшего общества». В «Кармен» режиссер попытался приблизиться литературному источнику: сократил текст, исключил Микаэлу, поменял местами номера, опера даже шла под иным названием – «Карменсита и солдат».

В 1939 г. с театром, созданным Немировичем-Данченко, объединяется «Московский художественный балет», ратующий за применение в балете режиссерских идей Станиславского, а в 1941 году состоялось объединение с Оперной студией Станиславского. Так родился Московский академический музыкальный театр, который ныне носит имя двух великих режиссеров. Во время войны театральная труппа не покидала Москвы.

Владимир Иванович всегда был пропагандистом новых произведений. Именно в его Музыкальном театре состоялись в 1934 году московская премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, а также «Тихий Дон» Ивана Дзержинского, Тихон Хренников создал оперу «В бурю» для постановки в этом театре.

Своеобразным завещанием режиссера становится мысль об основании при театре Школы-студии, высказанная в марте 1943 г. на совещании руководителей театра. Реализации своей инициативы Немирович-Данченко не увидел – он умер месяц спустя. Студия, которая носит его имя, открылась в октябре 1943 г.

 

Музыкальные Сезоны