Оперу «Школа жён» можно считать произведением парадоксальным. Идея ее создания принадлежит не композитору, а режиссеру, который начинал свой творческий путь не в опере, а в драматическом театре – Юрию Петровичу Любимову, основателю Театра на Таганке, он же является автором либретто. Композитор Владимир Иванович Мартынов, которого Любимов привлек к созданию оперы, не впервые сотрудничал с режиссером – в 2013 г., когда Любимов ставил «Князя Игоря» в Большом театре, Мартынов участвовал в создании новой музыкальной редакции оперы Александра Порфирьевича Бородина. Создавал он и собственные оперы – «Vita nova» по поэме Данте Алигьери, «Упражнения и танцы Гвидо» – однако Мартынов убежден, что после сочинений Альбана Берга и Арнольда Шёнберга на этом поприще создать ничего принципиально нового уже нельзя (и в этом заключается еще один парадокс – не случайно в опере «Упражнения и танцы Гвидо» создание системы нотной записи Гвидо д’Ареццо представляется началом упадка музыки).
Не вполне обычным представлялся и сюжет, основанный на произведении Жана-Батиста Мольера. Заглавие отсылает к пятиактной комедии французского драматурга, но именно из этой пьесы либреттист не позаимствовал ни одной фразы, ни одного сюжетного хода (композитор объяснил выбор заглавия тем, что в современном мире кроме «жен» обращаться не к кому – мужчин в полном смысле этого слова практически не осталось).
При создании либретто Любимов опирался и на роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Жизнь господина де Мольера», и на «Мещанина во дворянстве» и другие мольеровские пьесы, и на «Спор греческих философов об изящном» Козьмы Пруткова, вошли в либретто даже отдельные цитаты из произведений Томаса Манна, но в качестве основы была избрана пьеса «Версальский экспромт». Эта одноактная комедия, впервые поставленная в 1663 г. в Версале, представляла собою «театр в театре», где Мольер и актеры его труппы играли самих себя. Сюжет прост: его Людовик XIV намеревается почтить своим присутствием представление новой комедии, актеры репетируют, но им постоянно мешают то любопытствующие маркизы, то королевские слуги, напоминающие о том, что король ожидает начала представления. В конце концов король милостиво соглашается посмотреть любую другую пьесу, оставив новую комедию для следующего раза. Эта непритязательная сюжетная схема позволила французскому драматургу представить в комедийном ключе взаимоотношения его самого (как руководителя труппы) с актерами. Для Любимова эта тема представлялась более чем актуальной – ведь режиссер дважды переживал серьезные конфликты с возглавляемой им труппой. В первый раз это произошло в начале 1990-х гг., когда часть актеров Театра на Таганке не пожелала принять вернувшегося из эмиграции режиссера (результатом стал раскол труппы и возникновение нового театра – «Содружество актеров Таганки» – под руководством Николая Николаевича Губенко). Второй конфликт произошел во время гастролей в Чехии в 2011 г., когда актеры прилюдно потребовали выдать гонорар, и этот случай побудил режиссера покинуть театр. Оба случая Любимов именует не иначе как «предательством» – таким образом, произведение, позиционируемое как опера-buffa, неизбежно должно было приобрести драматический или даже трагический оттенок.
Вопреки заявленному жанру – опера-buffa – структура произведения в большей степени напоминает французскую комическую оперу с типичным для нее чередованием музыкальных номеров и разговорных диалогов. Характеру музыки композитор, по его признанию, стремился придать нечто «мольеровское», то есть веселое и легкое – но под этим не подразумевалась стилизация под мольеровскую эпоху (хотя имеет место по крайней мере одна из примет того времени – участие двух контратеноров, весьма комично – на пределе диапазона – разыгрывающих «спор об изящных искусствах»). Впрочем, музыкальная стилизация в «Школе жен» присутствует, и она весьма многообразна – ведь персонажи репетируют разные пьесы (точнее, пытаются репетировать), и это становится поводом для включения в музыкальную ткань оперы «языка» разных эпох – появляется нечто от Клаудио Монтеверди, Вольфганга Амадея Моцарта, Игоря Федоровича Стравинского, Эндрю Ллойда Уэббера, есть отзвуки киномузыки и мюзикла, но стилизация никогда не принимает характера точного воспроизведения (например, в стилизации под барочную музыку используются тромбоны, что представляет собою явный – и намеренный – анахронизм)… В результате возникает своеобразные «лоскутная ткань», пронизанная жестокой иронией.
Юрий Любимов предполагал работать над постановкой оперы Владимира Мартынова, но состояние здоровья не позволило режиссеру это сделать, и постановку оперы осуществил другой режиссер – Дмитрий Ушаков. Премьера оперы «Школа жен» состоялась в 2014 г. в театре «Новая опера», дирижировал Владимир Юровский.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев