9 октября в Малом зале Московской консерватории прошел концерт одного из ярких представителей молодого поколения пианистов Лукаса Генюшаса в память о прославленном педагоге, музыканте, профессоре Вере Горностаевой

Этот концерт открывает новый сезон фестиваля «Эстафета Веры», начало которому было положено в 2009 году. Его концепция сложилась сразу: фортепианный фестиваль-парад, где выступают ученики Веры Васильевны, воспитавшей невероятное количество известных всему миру пианистов. Лукас Генюшас – внук Веры Васильевны, а также один из ее учеников – окончил Московскую консерваторию в 2013 году. По словам самого Лукаса, выбор программы концерта не был связан с какой-то глобальной концепцией. Решение соединить произведения Фредерика Шопена и Мориса Равеля в первом отделении, а второе полностью посвятить Сергею Прокофьеву пришло постепенно. Это композиторы, творчество которых контрастно друг другу, но «не конфликтно».

Говоря об исполнении, хочется процитировать самого пианиста: «Мне с детства внедрили понятия “честность”, “вкус”». Эти слова наиболее точно отображают суть его игры. Исполнительская честность, к сожалению, свойственна очень немногим пианистам. Пренебрежительное, панибратское отношение к музыкальному тексту в наше время очень распространено. Выражается это не только в купировании, что уж совсем удручает, но и в невнимании к стилевым особенностям эпохи, страны, самого композитора. Мазурки Фредерика Шопена постигла особенная участь из-за их кажущейся легкости. Когда-то Леонардо да Винчи сказал: «Простота – это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения». К этому можно только добавить, что это «простое» очень легко испортить вульгарной, безвкусной игрой.

Но Лукас Генюшас нашел своё, неповторимое звучание, особое туше, которое так точно передавало настроение музыки. Каждая мазурка рассказывала нам какую-то историю – была она тоскливой, печальной, трагической или непосредственной, счастливой и неудержимо стремительной. Одну из особенностей в его игре следует отметить особенно. Заключается она в том, что повторы тематизма в мазурках Шопена он раскрашивает с помощью динамики и способов звукоизвлечения, и в очень редких случаях – темпа. Современный слушатель уже настолько привык к частым, чрезмерным rubato в музыке романтиков, что строгое соблюдение темпа удивляет. Заставляет слушать еще внимательнее и более чутко воспринимать динамические контрасты. Переходя от музыки Шопена к произведениям Равеля, слушатели делают прыжок из XIX в XX столетие. Но кое-что объединяет представителей столь разных эпох. И Шопен, и Равель любят фортепиано таким, какое оно есть, не делая из него «сверхинструмент», остаются в пределах исключительно пианистического письма. У каждого поколения были композиторы, чуткие к фортепианному голосу, и Равель находится в их числе. А Лукас Генюшас, как достойный последователь этой тенденции, ведет слушателя в мир красочных гармоний, игры теней, колорита – одним словом, в мир импрессиониста. Вместе с ним мы любуемся блеском волн, отражением луны в воде, звуками испанских улиц, кастаньетами и отзвуками гитары. Необыкновенная чуткость в сочетании с блестящей виртуозностью пианиста производят неизгладимое впечатление.

Во втором отделении звучала музыка Сергея Прокофьева. Соната № 5 в исполнении Генюшаса звучала очень необычно. Ведь в России уже сложилась своеобразная традиция исполнять музыку Прокофьева острым, почти стаккатным приемом, который заметен даже в медленных лирических частях сонат. У Генюшаса произведения Прокофьева зазвучали по-иному. Мягко и безударно, но при этом сохраняя характер музыки. Не все «прокофьеманы» согласились бы с такой трактовкой, но отметить ее необычность, самобытность стоит. Тем более что уже в пьесах ор.12 Лукас возвращается к привычной нам остроте, колкости, форсированию диссонансов.

В заключение отмечу, что очень приятно слушать пианиста, который не играет какую-то роль, не старается угодить публике, не делает что-то специально. Лукас Генюшас, несмотря на свой молодой возраст, смог уже найти собственный язык и с помощью него говорить с теми, кто готов его слушать.

Все права защищены. Копирование запрещено