Алексей Ларин

Удивительная вещь – современная музыка! Неискушённый слушатель никогда не знает, что его ждёт за афишей с ныне живущим композитором. Может быть, инсульт – а может быть, хорошее настроение. Оскорблённые, истерзанные уши – или повод для размышления и жизненного вдохновения. Но, как говорится, кто не рискует…

Музей музыкальный культуры имени М. И. Глинки уже не в первый раз организует цикл концертов-встреч с современными композиторами. Очередной носит название Con tempo (Вместе со временем), и последний раз его героем 14 апреля стал московский композитор Алексей Львович Ларин.

В формате авторского концерта композитор имеет возможность представить на суд зрителя нечто новое, по-другому взглянуть на старое, а в целом – поделиться общим настроением своей жизни в данный момент. Это одновременно и проверка жизнеспособности сочинений через новых исполнителей и нового слушателя – ведь музыка живёт только в момент звучания, а стоит ли этот момент повторения, концерт и помогает понять.

Алексей Львович Ларин – скорее нетипичный для современности композитор, если понимать под современностью желание выделиться из толпы новыми приёмами, заумными концепциями и шокирующим звучанием традиционных инструментов. Нет в нём и стремления заигрывать со слушателем, преподнося как бы облегчённый вариант серьёзного. Он просто честно сочиняет музыку, прекрасно ориентируясь в её законах, причём ищет вдохновения в различных областях, исследуя технические и выразительные возможности самых разных инструментов. В его багаже есть произведения для струнных, ударных, саксофонов, валторн, тромбонов, арфы, фортепиано, гуслей звончатых, балалайки, домры, баяна, мандолины и гитары – практически для каждого инструмента нашлась своя страничка в его творчестве. Не обходит композитор стороной крупные музыкальные формы – опять же, используя при этом разные оркестры: симфонический, камерный, народный, духовой. Знает и любит сочинять для хора (А. Л. Ларин сам в юности много пел в хоре, окончил Московскую капеллу мальчиков). В этом направлении он часто опирается на народные истоки: цыганские песни, песни Тамбовского края.

Как раз в этом ключе был написан открывавший концерт цикл песен для детского хора «Ладушки» (сочинение 1977 года). «Ладушки», «Уж как шла лиса», «Ходит Ваня», «Сорока», «Ворон», «Сладкие оладушки» – рука мастера сделала из детских песенок миниатюрные, очаровательные зарисовки с элементами игры. Самые маленькие участники концерта – младшая группа камерного хора «Вера» Детской музыкальной школы имени В.Я. Шебалина под руководством хормейстера Елены Лапланш – с удовольствием играли в ладушки, «варили кашку» на ладошках и провожали взглядом «улетающую» вместе с музыкой сороку. Знакомые с детства мелодии, окружённые лёгкими, переливчатыми звуками фортепиано, как будто и не разучивались ими вовсе, с такой лёгкостью и воодушевлением они их исполняли.

Алексей Ларин концертОднако центральным событием вечера суждено было стать другому детскому хоровому циклу – Трём песенкам на стихи Корнея Чуковского (с пылу с жару, написанному в 2016 году). Прежде чем рассказать о нём, нужно объяснить, что появился на свет он не просто так.

В небольшом авторском слове, отвечая на вопрос ведущей концерта Ирины Новичковой, Алексей Львович отметил, что как при написании собственной музыки, так и в общении с учениками (А. Л. Ларин преподаёт в Российской академии музыки имени Гнесиных, важнейшее его дело здесь – класс композиции, откуда вот уже много лет выходят яркие, достойные ребята) главной ценностью он считает «сохранение индивидуальности, а с другой стороны – правдивое отражение того, что вокруг тебя». Действительно, невозможно сочинить того, чего нет внутри, невозможно соврать в музыке, если композитор, конечно, сочиняет по велению души, а не исходя из математических расчётов. Три года назад примерно в это же время у А. Л. Ларина было два авторских концерта, один из которых – в том же зале Глинкинского музея. Тогда я написала о них: «программы концертов показали, как от произведения к произведению меняется авторский стиль, как с годами меняется взгляд человека на жизнь, приобретая особую, горькую мудрость, знание об этом мире. От лихой, искрящейся, пёстрой Маленькой увертюры 1986 года автор за четверть века приходит к угловатой, резкой, жёсткой стилистике Концерта для домры» («Музыкальная жизнь», 2013, № 4). О нынешнем вечере у меня совсем другое мнение: он оставил сметающее всё на своём пути ощущение перерождения. Прямо весна всколыхнула занавески на открытом окне, осветила все тёмные углы, вымела всё прошлое и грустное. Как будто композитор ощутил, что пришло время жить! Каждым мгновением!

Алексей ЛаринА всё потому, что теперь жизнь композитора заполнила другая жизнь – маленькая, но уже изрядно перевернувшая реальность (на первой странице программки концерта она сидит на коленях у папы). Теперь время читать стишки и потешки, играть в ладушки, слушать птиц и любоваться первой травкой. Ни одного момента нельзя пропустить, обо всём нужно рассказать другому – любопытному и непоседливому – прямо сейчас! Да уж, всегда скупой в выражениях чувств, комментариях относительно своего творчества, в этот вечер Алексей Львович выдал себя с головой!

Какие же ещё стихи распевать, как не «Робин Бобин Барабек», «У канавки две козявки» или «Дженни туфлю потеряла»! И получилось это у А. Л. Ларина просто блестяще. Мелодии родились будто из самих слов, из самих речевых интонаций, так, что запоминались «на раз». К тому же, они были дополнены звучащими жестами, театрализацией, простейшими инструментами. Ребята из средней группы камерного хора «Вера» под руководством Татьяны Коваленко с упоением теряли туфельку, трещали трещоткой, изображая мельницу, стонали за обжору-Барабека. Конечно, подобные приёмы – в природе творчества А. Л. Ларина, он часто включает в свою музыку внемузыкальные элементы, как, например, аудиозапись, шёпот, жестикуляцию. Но в сочетании с детьми это сработало на сто процентов, потому что пение, речь, движение, притопы и прихлопы, простейшая инсценировка по природе своей неотделимы друг от друга в детской музыке, сердце которой – игра.

Очень здорово, что с серьёзной сцены зазвучала подобная музыка. Её не только с уверенностью можно назвать настоящим вкладом в детскую (именно детскую, а не во взрослую, исполняемую детьми) хоровую музыку. Возможно, это первый шаг к тому, что концерты академической музыки станут местом радостной встречи и совместного сопереживания исполнителей и зала (в первую очередь, маленьких зрителей), а не мероприятия со строжайшей дисциплиной, где, если начинаешь в такт притопывать ногой, на тебя непременно обращаются гневные взгляды соседей. Ведь музыка много лет назад (может быть, даже раньше человеческой речи) возникла, созвучная биению сердца, ритму дыхания и движения.

Алексей Ларин концертИз детской инструментальной музыки были также представлены Восемь фортепианных миниатюр, как и «Ладушки», сочинённые в 70-х годах, в исполнении Ольги Кривохижиной, ученицы 3 класса ДМШ имени С.М. Майкапара, а также «Марш» для домры и фортепиано, сыгранный учеником 5 класса той же школы Павлом Фескиным вместе с концертмейстером Светланой Митряскиной.

Второе отделение концерта открыла музыка прозрачно-импрессионистичная – «Две акварели» на стихи И. Бунина: «Весна» и «Ясным утром» в исполнении женского хора ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова под руководством Елены Бессоновой. Созданные довольно давно, в 1984 году, они как нельзя лучше подошли к общему настроению второй части вечера, погрузили зал в состояние светлого упоения каждым мгновением пробуждающейся ото сна природы.

Следующим номером теми же исполнителями было представлено ещё одно премьерное сочинение: Три женских хора «Благовестье» на народные слова (как цикл исполнялись впервые, несмотря на то, что были созданы в 2005 году). Абсолютно солнечное, весеннее произведение, в котором преклонение перед Богом слилось с ожиданием, жгучим желанием весны. Музыкальное высказывание второй части – «Весенний благовест» – предваряет сокровенный шёпот молитвы, сообщая всей композиции очень личный и искренний характер. А в финале – «На горе-то церковка» – вовсю восторжествовало пантеистическое ощущение присутствия власти Божией в долгожданном приходе весны, и распевы на слова «Как у Бога славы много, золотая в рай дорога» почти зримо отливали золотом куполов в первых жарких лучах. Хоры открыли ещё одну концертную линию, которая во всём творчестве А. Л. Ларина занимает особое место: музыки духовной, обращённой к Богу.

Алексей Ларин концертВ этом русле в новом, премьерном виде предстало сочинение 1996 года, романс на стихи В. Беляевой «У ограды храма», изначально написанный для сопрано, скрипки и фортепиано. В изменённом варианте голос солистки был растворён в мягком, летящем хоровом звучании, и из одинокого монологичного высказывания души, словно только ищущей Бога, трансформировался в образ единения с ангелами, с небом, со всем ликующим миром. Кстати, такой, на мой взгляд, более совершенный вид, позволил вовсе не церковному жанру романса перешагнуть «за ограду»: его великолепные исполнители – камерный хор «Вера» под руководством Татьяны Коваленко с солирующей Еленой Лапланш (сопрано), Анной Даниелян (скрипка) и Андреем Аверьяновым (фортепиано) – повторят сочинение на открытии фестиваля клиросных хоров в храме Покрова в Орехово-Борисово.

Третью концертную линию (кроме детской и духовной музыки) представляли вкрапления инструментальных сочинений. Прозвучали уже известные и полюбившиеся многим слушателям «Легенда» для гуслей звончатых соло в исполнении Дарьи Ежовой, «Воспоминание о детективе» для балалайки и фортепиано, сыгранное Егором Мельниченко и Еленой Пчелинцевой. И здесь не обошлось без премьеры. Струнный квартет РАМ имени Гнесиных в составе Аллы Илясовой, Анастасии Линчевской, Елизаветы Климовой и Ратмира Мусабаева (руководитель – Евгений Логинов) представил пьесы из цикла «Интервалы» для струнного квартета (2016 год). Да, да! Унисоны, секунды, терции и так далее до септим (квинты и сексты в концерте не участвовали, хотя в самом цикле присутствуют). Но даже эта, казалось бы, интонационно более сложная музыка не могла до конца завуалировать своего игрового начала, являя собой этакую энциклопедию музыкальных эпох в звуковых картинках.

Алексей Ларин концертЗаключала концерт торжественно-строгая «Аллилуиа» – финал оратории «Русские страсти» в переложении для детского хора, ударных и органа. Здесь в исполнение славословия в припевах включается весь зрительный зал. Это всегда производит сильное впечатление. В тот вечер же это стало логичным, убедительным завершением музыкального праздника – праздника детства, весны, жизни!