вердиевский РеквиемРеквием занимает особое место в творчестве Джузеппе Верди: среди крупных произведений композитора это единственное сочинение, которое не является оперой. И все же его можно считать тем исключением, которое подтверждает правило: выходя за пределы излюбленного жанра, выдающийся оперный композитор остался верен себе.

Замысел траурной мессы возник у Верди в 1868 г., когда скончался Джоаккино Россини. Назвать его своим близким другом Верди не мог, но отдавал должное его таланту и воспринял смерть Россини как тяжелую утрату для музыкального искусства. У композитора возникает идея почтить память Россини коллективным творением, распределив двенадцать частей Реквиема между наиболее известными композиторами Италии (правда, все они забыты ныне). Исполнение заупокойной мессы планировалось в Болонье, где учился Россини, а затем запечатанную партитуру следовало сдать в архив, тем самым исключив возможность спекуляций. Верди хотел особой торжественности, поэтому включил в нее часть Libera me, которая часто опускается – именно она досталась в соответствии со жребием ему.

Замысел не был воплощен в реальность: исполнение, запланированное на годовщину смерти Россини, не состоялось, повинен в этом был дирижер (коллективный труд был представлен публике только в 1988 г. в рамках фестиваля в Штутгарте). К следующей годовщине композитор решил сам создать все части Реквиема и даже написал две из них, но скоро охладел к этой идее, заявив, что заупокойных месс существует предостаточно, и нет смысла добавлять к ним еще одну.

В том же году, когда возник замысел траурной мессы, Верди лично познакомился с Алессандро Мандзони. Этого писателя он боготворил с юношеских лет, называл «славой Италии» и «святым человеком». Смерть Мандзони в 1873 г. композитор воспринял так тяжело, что даже не нашел в себе сил поехать в Милан на похороны. Задумав воздвигнуть поэту «музыкальный памятник», Верди возвращается к идее Реквиема.

Первоначально композитор предполагал ориентироваться на Реквием, созданный Луиджи Керубини – чисто хоровое произведение, без солистов, с оркестром скромного состава. Однако в процессе создания мессы все изменилось: Верди задействовал смешанный хор, четырех солистов и большой симфонический оркестр. От деления на двенадцать номеров он отказался и разделил текст на семь частей.

Во второй половине XIX столетия создание реквиемов, предназначенных для концертного исполнения, неуместных в богослужебной практике, было вполне обычно для композиторов, но вердиевский Реквием выделялся даже на этом фоне. Обратившись к жанру траурной мессы, Верди остался оперным композитором. В его Реквиеме есть и героика, и страсть, и лирика, и глубина человеческого страдания – словом, все, что есть в его операх. Особенно много общего можно усмотреть с «Аидой», над которой он работал одновременно с мессой. Родственны опере используемые композитором формы номеров – ариозо, дуэты, квартеты, трио, напоминает о музыкальном театре типичная для итальянской оперы кантилена.

В первой части – Requiem – затаенному «шепоту» хора противопоставляется просветленный квартет. В наиболее развернутой второй части – Dies irae – выделяется несколько эпизодов. Сходство с оперой проявляется здесь особенно сильно, ярко выражена конфликтность. За грозной картиной «Дня гнева» следует перекличка труб за сценой и в оркестре (Tuba mirum), после которой особенно мрачно звучит басовое соло. Между двумя прекрасными и скорбными лирическими эпизодами – меццо-сопрановой арией Liber scriptus и терцетом Quid – возвращается грозная хоровая тема Dies irae. Следующий эпизод – Rex tremendae – диалог умоляющих солистов с грозным хором, за которым следуют лирические фрагменты – женский дуэт Recordare, теноровое ариозо Ingemisco, скорбная басовая ария Confutatis. Вновь возвращается Dies irae в сокращении, контрастом звучит скорбный квартет с хором Lacrimosa.

За этой исполненной драматизма частью следуют более светлые: созерцательный квартет Offertorium, ликующая фуга Sanctus, женский дуэт Agnus Dei в духе старинного песнопения. Образный строй первой части возвращается в терцете Lux aeterna. Развернутый финал – Libera me – подытоживает музыкальное развитие: здесь вновь возникает тема Dies irae, центральный эпизод (солирующее сопрано и хор без оркестра) перекликается по образному строю с первой частью, а заключительная фуга – с Agnus Dei. Заключительная фуга обрывается, и последние фразы Реквиема интонируются почти шепотом.

Как и планировал автор, Реквием впервые прозвучал в годовщину кончины Мандзони в миланском соборе Сан-Марко. Больше ни разу это произведение не звучало в церкви. Через три дня состоялось исполнение в «Ла Скала», которое имело большой успех.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено