Впечатления после майского концерта в Берлине, зал «Концерт-хаус»

Ну конечно, она выдающаяся пианистка, потрясающий музыкант и прекрасная женщина – всеми обожаемая Элисо! Лично я считаю, что Вирсаладзе – величайший музыкант современности! Если поставить с ней в один ряд Марту Аргерич и японку Мицуко Ушиду (пианисток экстра-класса, самых влиятельных в мире на сегодняшний день), то пальму первенства я отдаю, не задумываясь, только Элисо, причём по всем статьям!

Впечатления после майского концерта Элисо Вирсаладзе в Берлине, зал «Концерт-хаус»

В наше время на мировой сцене таким божественным звуком, окутанным воздушной дымкой, играет только она, Элисо Константиновна, последняя ученица великого Г.Г.Нейгауза, которая до сих продолжает радовать нас своей игрой. Больше ТАКОГО звука сегодня я не слышал ни у кого!

Да и раньше не так много пианистов играли подобным туше. Из всех моих живых впечатлений прошлых лет примерно так же звучал рояль у Б.Давидович, С.Нейгауза, Н.Штаркмана и Б.Маранц. Только, ради бога, не подумайте, что я позабыл великих С.Рихтера с Э.Гилельсом! Они обладали прекрасным звуком или индивидуальным туше, но у них была другая краска. Скажем, звук Гилельса – очень глубокий, насыщенный и певучий, который даже называют «золотым». Звук Рихтера мне слышался более плотным, идеально выровненным и объёмным, с эффектом соборного эха. Но в нём никогда не было особой теплоты, как мне казалось.

А что касается Элисо, то её туше очень чистое и прозрачное, с небольшим добавлением «хрусталя». И это воспринимается на слух как настоящее вокальное итальянское bel canto. Звук у неё действительно волшебный!

Лет десять тому назад в Израиле Элисо играла 2-й Концерт Бетховена с оркестром. Именно тогда я впервые по-настоящему обратил внимание на её божественный звук, то самое бельканто, которое раньше мне не бросалось в глаза. Плюс к этому, в игре были мудрая простота, строгость, совершенные пропорции и благородство. Абсолютно апполонистическая игра! Моему восхищению не было предела! Я обнаружил совершенно новую грань в исполнительском облике Элисо! Её игра меня тогда абсолютно потрясла!

Сколько лет я слушаю Вирсаладзе, у меня никогда не возникало противоречий относительно её трактовок. Она всегда убеждала своим исполнением. У неё абсолютно непогрешимый пианизм, качество игры всегда было ювелирным. Даже наблюдать за её сверхфеноменальной техникой само по себе доставляло эстетическое наслаждение.

В 90-х годах я однажды попал на её концерт, в котором она играла двадцать четыре этюда Шопена. Исполнение было безупречным во всех отношениях, мастерство высшего класса. Однако в тот период в её игре было больше ratio, интеллектуального начала, как мне кажется. Элисо очень много играла ШуманаМоцарта, Шопена, Брамса. Я часто бывал на её сольных концертах, и именно Шуман мне нравился у неё больше всего. Её темперамент, экспрессия, романтический порыв, виртуозность очень сочетались с моим представлением о внутреннем мире и музыке немецкого композитора и о том, как нужно «правильно» его играть. Однако при всём темпераменте, огромном накале и подлинной виртуозности мне лично немного не хватало у неё того, что называется «тронуть до глубины души», какой-то сердечной трепетности. Она играла немного суховато, не совсем цепляла за душу, скажем так. Но, с другой стороны, я всегда поражался совершенству формы, ясности замысла и некой особой глубиной исполнения. Это была игра большого мастера, очень зрелая и содержательная.

Элисо мне нравилась всегда. Она играла на редкость стабильно, практически без потерь. На сцене смотрелась артистично: одухотворённое лицо с большими глазами… За роялем сидела строго, не позволяя себе лишней жестикуляции руками или движений корпусом. Я всегда любовался её красивым грузинским профилем. Во всём её облике чувствовалась настоящая порода.

Впечатления после майского концерта Элисо Вирсаладзе в Берлине, зал «Концерт-хаус»

Если вы смотрели фильм «Небесные ласточки» с актрисой Ией Нинидзе в главной роли, то вот она – копия молодой Элисо Вирсаладзе, с такой же чёлкой и длинными волосами. А своими потрясающими красивыми овальными бровями Элисо мне очень напоминала великую Софико Чаурели в фильме «Цвет граната». Именно такой была Элисо, когда слушал её в 80-х годах.

За всё это время у неё не было ни одного неудачного концерта. Мне кажется, причина кроется в таких замечательных качествах пианистки, как огромная концентрация и психологический контроль во время игры.

Только единственный раз мне не удалось у неё послушать «Фантастические пьесы» Шумана, которые она играла в Свердловской филармонии в 1981 году. Но в этом я сам, дурак, был полностью виноват!

В то время я был солдатом срочной службы и служил в Ансамбле песни и пляски УралВО. Как-то однажды зимой увидел афишу с Элисо. На улице был жуткий мороз под тридцать, дули сильные ветра. Но я всё же решил пойти на её концерт, заранее взяв увольнительную. А перед этим в стеклянной кафешке решил обильно покушать уральских пельменей, тех, что таят во рту и таких вкусных, что аж слюнки текут. Съел две или три порции и выпил два стакана горячего кофе с молоком. Вы же понимаете, солдат во время службы всегда голодный. И после этого пошёл пешком в филармонию, чуть не отморозив уши. Билетёрша меня пропустила, естественно, без билета, так как я был в солдатской форме.

И вот, попав после холодной улицы в тёплый зал и очень обрадовавшись этому, я согрелся, уселся в восьмом ряду на мягкое кресло и стал слушать Элисо с «Фантастическими пьесами». И буквально через минуту, на первой же пьесе Des Abends, я растворился от её чудного звука, мне стало так хорошо и приятно, что я… просто УСНУЛ – и проспал всё первое отделение вместе с «Юмореской» Шумана. Никогда себе этого не прощу!

Но, как говорят, нет худа без добра! И вот сейчас, через тридцать пять лет, я всё-таки услышал у неё снова эти гениальные фантастические пьесы в превосходном исполнении.

Давненько со мной такого не было на концертах, чтобы с самой первой ноты останавливалось дыхание и открывался рот от удивления и неожиданности, стоило Элисо лишь сыграть первую фразу из Сонаты Моцарта си-бемоль мажор. Это было, без преувеличения, настоящее чудо, натуральное бельканто! А звук – просто жемчуг! Или, как говорил Генрих Нейгауз, педагог Элисо Вирсаладзе, «звук, подобно жемчугу в бархатной шкатулке».

И я настолько был пленён этим звучанием, что всю сонату от начала до конца прослушал на одном дыхании. Даже трудно описать, как именно она играла. Мне кажется, что Вирсаладзе достигла в своём искусстве того запредельного уровня художественного мастерства, безукоризненного вкуса, технического совершенства, что всё это в итоге становится абсолютно незаметным. Хочется только наслаждаться музыкой и ни о чём не думать. Если буквально в нескольких словах попытаться выразить впечатление от игры Элисо, то это «гармония, благородство, глубокая и мудрая простота плюс совершенные пропорции».

После изумительной во всех отношениях Сонаты си-бемоль мажор Моцарта, сыгранной в очень спокойном темпе, с предельно выразительными интонациями и прекрасным звуком, она сыграла «Баркаролу» Шопена, «Колыбельную» и «Полонез-фантазию». Я даже не могу сказать, что понравилось больше, а что меньше. Всё было здорово! И опять же – совершенно божественное звучание рояля!

Например, в «Баркароле», перед динамической репризой в том месте, где «парение над облаками», она сыграла таким эфемерным pianissimo, что на несколько секунд у меня задержалось дыхание. А как у неё звучала «Колыбельная» Шопена! Сколько красок было там – не передать словами! Такие вещи надо слушать только вживую! «Фантастические пьесы» Шумана – вообще настоящий шедевр! «Испанская рапсодия» Листа была просто невероятно исполнена в плане виртуозности, блеска и художественного разнообразия!

Абсолютными исполнительскими шедеврами в этом концерте я считаю Сонату Моцарта, «Колыбельную» Шопена, «Фантастические пьесы» Шумана, «Испанскую рапсодию» и Романс ля-бемоль мажор Моцарта, сыгранный, без преувеличения, ГЕНИАЛЬНО, причем во всех отношениях!

Я нисколько не преувеличиваю. Этот романс является своего рода визитной карточкой пианистки, она его играет на протяжении всей своей творческой жизни. Существует уникальная запись, в которой Элисо прекрасно и очень поэтично исполняет это произведение в Пушкинском музее в Москве в 1982 году. В зале огромное количество людей, среди которых находятся С.Рихтер и Н.Дорлиак. Можно лишь на секундочку представить себе огромное волнение пианистки: каково ей было играть в таком окружении! И вот сейчас, спустя тридцать пять лет, Элисо заново повторяет Романс в Берлине.

Самое интересное, что эту замечательную прелестную пьесу очень редко играют в наше время. Она необычайно сложна в исполнении. Каждая нота на вес золота, каждая интонация слышна так, что спрятаться практически не за что. Для исполнения этого произведения нужно обладать величайшим пианистическим мастерством и огромной культурой звука. Поверьте, что гораздо проще сыграть какую-нибудь сложную и виртуозную рапсодию Листа, нежели Романс ля-бемоль мажор Моцарта!

Абсолютно уверен, что Элисо Константиновна проходит этот романс со всеми учениками у себя в классе, потому что пьеса является своего рода энциклопедией пианистического искусства, в которой можно бесконечно работать над звуком, интонацией, формой, певучей кантиленой и стилем. Мне остаётся только лишь представить, КАК она показывает эту музыку в классе, и позавидовать белой завистью всем её ученикам.

На концерте Романс Моцарта Элисо играла действительно божественным звуком, настоящим вокальным bel canto. Я часто переслушиваю этот романс в её исполнении, закрыв глаза. Хрустальный полётный звук Элисо, её потрясающая льющаяся кантилена мне очень напоминает пение величайшей певицы Ирины Архиповой, которая также обладала голосом удивительной красоты, таким же хрустальным и чистым бельканто! Романс Моцарта в исполнении Э.Вирсаладзе считаю эталонным, хрестоматийным АБСОЛЮТОМ в музыке, в нём я слышу подлинную красоту, настоящую мудрую простоту, совершенство формы и идеальный по красоте звук.

С удовольствием выкладываю две записи: одну – 1982 года из музея Пушкина в Москве и вторую – недавнюю из Берлина. Очень рекомендую послушать обе записи и получить истинное наслаждение!

Ну а Вальс ля-бемоль мажор Шопена сыгран был просто феноменально! По-настоящему виртуозно, блестяще и с яркими ослепительными красками. В чистом виде сверкающий бриллиант!

Но почему-то каждый раз, когда я слушаю у Элисо этот вальс, мне становится немного грустно… Перед глазами быстро пробегает круговорот событий, череда воспоминаний прошлых лет, пёстрый калейдоскоп ярких музыкальных впечатлений, в результате чего… КРУГ ЗАМКНУЛСЯ. В наше время ТАК уже не играют. То есть играют, конечно, довольно-таки неплохо, но играют по-другому. Нет ДУХА и ТРАДИЦИЙ той эпохи и того времени!

Дело в том, что точно так же виртуозно шопеновские вальсы играла Белла Давидович – мои самые первые живые воспоминания детства. Была такая же бриллиантовая игра той ЗОЛОТОЙ эпохи советского пианизма! И именно в то время мне посчастливилось услышать живьём всех тех выдающихся музыкантов, которые составляли цвет и гордость русской и советской пианистических школ. За те три минуты, пока Элисо играла Вальс, я их всех вспомнил. Для меня это были самые дорогие моему сердцу воспоминания. Для нынешней молодёжи многие фамилии просто неизвестные по вполне понятным причинам.

А ведь это были такие личности, крупнейшие музыканты, как В.Лотар-Шевченко, изумительная Т.Николаева, М.Гринберг. Б.Маранц. С.Гамбарян, обожаемые мною В.Горностаева, Э.Миансаров, Я.Зак, Л Оборин, Я.Флиер, Н.Перельман, В.Нильсен, А.Ведерников, А.Бахчиев, Е.Малинин, Л.Сосина, Г.Соколов, М.Тайманов, Л.Брук, О.Яблонская, Л.Берман, Л.Власенко, М.Готлиб, В.Мержанов, М.Воскресенский, А Скавронский, В.Крайнев, А.Слободяник, В.Ашкенази, Д.Благой, Р.Керер, А.Мндоянц, А.Наседкин, легендарный Д.Башкиров, потрясающие С.Доренский, М.Плетнев, Т.Гутман, Т.Алиханов, Н.Петров, О.Бошнякович, И.Никонович, Д.Алексеев, С.Нейгауз, великие С.Рихтер, Э.Гилельс… (наверняка больше половины не написал). ВСЕХ слушал живьём! И до сих помню, КТО, ЧТО и КАК играл!

Все эти пианисты с великими традициями и школой, держались на трёх крупнейших китах, на «святой троице»: А.Б.Гольденвейзере, Г.Г.Нейгаузе и К.Н.Игумнове (четвёртый «кит», естественно, С.Я.Фейнберг, также ученик А.Б.Гольденвейзера). Большинство из них, к сожалению, покинули нас, остались буквально считанные единицы, действительно «последние могикане».

И, пожалуй, единственная их них, активно играющая на сцене, – это неподражаемая и великая Элисо.

Ещё раз, спасибо Вам огромное, дорогая Элисо Константиновна, за Ваше НАСТОЯЩЕЕ искусство, за Вашу чудную и вдохновенную игру, за Ваш бриллиантовый пианизм, за Ваш блестящий, головокружительный Вальс Шопена, вернувший меня в круговорот событий и счастливых воспоминаний прошлых лет, воспоминаний той единственной и дорогой для меня эпохи, благодаря которой я так сильно полюбил музыку!

Я Вас очень люблю!

 

Все права защищены. Копирование запрещено