Сегодня речь пойдёт о человеке, вокруг имени которого сломано немало копий. О певице, чьи заслуги бесспорны, но чьё смелое, экстравагантное и независимое поведение вызывает у музыкантов массу эмоций – от положительных до резко отрицательных. Речь пойдёт о Любови Казарновской.
История всё расставит на свои места. Я же хочу рассказать лишь о своей работе с Любовью Юрьевной в качестве концертмейстера на ее мастер-классах и уроках. Всё, о чём я напишу – правда, я отвечаю за свои слова. А статью эту сама Любовь Юрьевна увидит только после того, как она выйдет в свет, так что вполне возможно, что она не со всем согласится. Но – обо всём по порядку.
Признаюсь честно, о Казарновской я слышал не так уж много. Более того, мне никогда в жизни не доводилось слышать ее не только живьём, но и в записях. Так получилось, что в 2009 году одна из моих бывших учениц, занимавшаяся тогда у Любови Юрьевны, рекомендовала меня ей как опытного концертмейстера. А так как в то время Казарновская имела возможность иногда приходить в Мерзляковку, мне показалось это очень удобным. На первых же занятиях мы оказались интересны друг другу, нашли множество общих знакомых и Любовь Юрьевну устроило качество моей игры. Так началось наше сотрудничество, которое продолжается по сей день.
Первым делом я бросился искать записи Казарновской в интернете. И нашел великолепный диск арий из опер итальянских композиторов (дирижёр Марк Эрмлер); затем моё внимание привлекло видео на YouTube – «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Испанский час» Равеля, «Саломея» Рихарда Штрауса… Итак, мне предстояло работать со знаменитой, выдающейся певицей. Какова же она была в качестве педагога?
Я отношусь к мастер-классам с большой долей скепсиса. Попытки объяснить и исправить что-то за 20-30 минут обречены. Даже если у студента получится, на следующее утро он уже не сможет повторить то, что сделал на мастер-классе. В чём заключается суть работы Л.Ю.Казарновской?
Главное, что я вынес из восьмилетнего опыта работы с нею: Любовь Юрьевна необыкновенно энергичный и позитивный человек. Она – прообраз вечного двигателя, который заряжает верой в себя всех окружающих. На мастер-классах, работая с новым учеником, главный её посыл – «расслабься, не зажимай себя, у тебя всё получится!» И это работает! Не секрет, что в профессии певца неуверенность в себе – одна из главных проблем. И с ней Казарновская успешно борется. Все её ученики когда-то приходили к ней в сомнениях, перепробовав много методик, не веря уже никому, и на моих глазах Любовь Юрьевна находила к ним ключик, давала им веру в себя, в педагога, в будущее. Причём это не было психологической обработкой. Были и те, кто, проходив 3-4 урока, исчезал и не появлялся больше. Но те, в кого она вселяла надежду, делали успехи.
Возвращусь к мастер-классам. Помимо Мерзляковки Казарновская даёт мастер-классы в России и за рубежом. Что привлекает студентов именно к ней? Любовь Юрьевна много пела в Европе и Америке, была знакома и работала с великими певцами, дирижерами и режиссерами. Когда студент исполняет произведение из ее репертуара, или из оперы, в которой она принимала участие, она может много рассказать о своём опыте работы в этой партии, о разных трактовках образа, разных решениях дирижеров в отношении темпов и фразировки. Эта ценнейшая информация, которую трудно найти где-либо. Причём я лично могу подтвердить: в большинстве случаев Казарновская настолько хорошо знает клавир, что подсказывает слова и мелодию исполнителям других партий, басам, тенорам, баритонам и меццо-сопрано. Подсказывает, подчёркиваю, не заглядывая в клавир. У нее есть своё видение не только трактовки оперной роли, но и ее вокального воплощения. Недаром Любовь Юрьевна ведет передачу о певцах на радио «Орфей». Разница в трактовках партии Виолетты из оперы «Травиата» в исполнении Френи, Скотто, Моффо, Нетребко и ещё доброго десятка современных певиц и старых мастеров у нее всегда в голове. Пару раз я даже перепроверял её информацию, настолько мне не верилось, что всё это можно запомнить.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев